УМК Психология и педагогика
Цель и задачи дисциплины
Цель курса – освоение студентами компетенции в области психолого-педагогического знания, необходимой как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Задачи:
- знание процесса развития психолого-педагогической науки, представление о методах исследования;
- овладение понятийным аппаратом психолого-педагогического знания, способствующего содержательному взаимодействию человека в сфере социальных и профессиональных отношений;
- понимание сущности сознания и самосознания, представление об естественнонаучной природе психики, соотношении биологических и социальных факторов, обуславливающих становление личности, о роли мотивационно-потребностных установок и волевых качеств поведения и деятельности личности;
- знание психолого-педагогических аспектов обучения, воспитания, развития личности и учет их в личной и профессиональной деятельности;
- приобретение опыта психолого-педагогического анализа учебных и профессиональных проблемных ситуаций.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Дисциплина «Психология и педагогика» включена в раздел ГСЭ «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов всех факультетов и специальностей). Содержание данной учебной дисциплины тесно связано с дисциплинами «Философия», «Культурология», является основой для освоения таких дисциплин, как «Конфликтология», «Психология делового общения», «Психология управления».
Разработанный учебно-методический комплекс представляет собой систематизированное представление учебного материала, отражающего закономерности проявления психики человека в его поведении и деятельности. Отражены и педагогические вопросы становления общественно полезных личностных качеств и профессионально важных свойств специалиста. Современное профессиональное становление личности невозможно без психолого-педагогических знаний, расширяющих возможности специалиста, получающего высшее образование.
Требования к уровню освоения курса
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
а) знать:
- основные категории и понятия психологической и педагогической наук;
- предмет и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основные отрасли;
- основные этапы развития психологии и педагогики, содержание современных теоретических концепций, основные научные школы, сведения о жизни выдающихся педагогов и психологов;
- объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
- содержание, принципы, формы, методы педагогической деятельности
- природу психики, основные механизмы ее развития, соотношение сознания и бессознательного;
- методы психолого-педагогического изучения личности и коллектива;
- методы психической регуляции эмоций и поведения;
- способы самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
б) уметь:
- проектировать собственное саморазвитие;
- анализировать психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность), интерпретировать собственное психическое состояние;
- использовать методы психической саморегуляции психических функций в различных условиях жизнедеятельности;
- использовать методы воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми;
- самостоятельно приобретать новые знания: находить необходимую информацию, анализировать ее, обрабатывать и выступать перед аудиторией.