Главная » Конспекты

Психология и педагогика для студентов

Тема 1. Методы исследования

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения  и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности.

Метод – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Объективные и субъективные методы  (метод интроспекций - лат – гляжу, всматриваюсь внутрьод самонаблюдения- 

Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.

1. Методы исследования в психологии

Для сбора информации:

 

1. Наблюдение

 

По характеру объекта:

 

Внутреннее (самонаблюдение-метод интроспекций-лат.-гляжу, всматриваюсь внутрь)  и внешнее

По характеру контакта

Непосредственное  и   опосредованное (биографический метод-дневники, письма, изучение литературных источников, изучение документов и продуктов деятельности испытуемых. Фото, теле, кино и звукозаписи ситуаций и явлений)

По упорядоченности времени:

сплошное и выборочное

По информированности участников

Открытое и закрытое

 По характеру взаимодействия с объектом

Включенное и невключенное

По условиям получения информации

Прямое и косвенное

По условиям осуществления наблюдения

Полевое и лабораторное

2. Эксперимент

Лабораторный  и               естественный; Констатирующий и формирующий

3. Тест

Тест-опросник

Тест-задание

Тесты достижений

Тесты креативности

Тесты интеллекта

4. Проективные методы

Методы завершения

Экспериментальные методы

Методы выбора или распределения по порядку

Конструктивные методы

Ассоциативные методы

5. Опрос

Устный (интервью-структурированное и неструктурированное)

и письменный (анкета)

опросник самоотчета (одномерный и многомерный)

Для обработки результатов, их анализа:

Методы математической статистики, методы качественного анализа

 

К ним относятся: Контент-анализ. Факторный анализ. Метод ранжирования и др.

2. Методы исследования в педагогике Методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании

Обобщение независимых характеристик – выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от разных людей

Теоретический анализ – осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных  педагогической наукой

Методы: Наблюдение как древнейший метод познания – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения

 Без вмешательства в течение изучаемых психологических явлений.

 Виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение); лонгитюдиальное (длинное, иногда в течение ряда лет); выборочное; сплошное; особый вид – включенное наблюдение пре6дусматривает участие исследователя в деятельность, которую он изучает, но не в течение изучаемых психологических явлений. (наблюдатель становится членом исследуемой группы). Невключенное – без участия исследователя.

Процессы наблюдения: 1. определение целей и задач (для чего)

2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать)

3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать)

4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи)

5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат)

наблюдение входит составной частью в беседу и эксперимент

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от объекта сведений о его деятельности, в которой объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Чем интервью отличается от анкетирования?

 Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные, обычно заранее приготовленные вопросы. Анкетирование – ответ на вопросы в письменной форме.

Самонаблюдение - непосредственное или отсроченное наблюдение над собой (воспоминания, дневник, мемуары), анализ того, что человек думал, чувствовал, переживал.

Эксперимент – главный метод психологического исследования – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Лабораторный эксперимент – специально организованные условия (все по инструкции) - протекает в специальных условиях с применением аппаратуры, объект знает, что проводится эксперимент – многократность проведения эксперимента позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Естественный эксперимент проводится в обычных условиях, субъект не знает, что проводится эксперимент.

Констатирующий – когда изучаются лишь необходимые психологические явления.

Формирующий – в процессе эксперимента развиваются определенные  качества испытуемых.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты прогностические и диагностирующие. Тесты д.б. научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Метод, во время которого испытуемые выполняют определенные действия и задания исследователя.

Проективные – исследуют разнообразные проявления психики индивидов.

Психокоррекционные – применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции и др.

Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Тема 2. Педагогика

Педагогика- наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей.

Предмет педагогики – педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества.

Основные категории педагогики. (Как соотносятся три главные категории педагогики?)

Образование

Воспитание

 

Учение (обучение)             

 

Развитие

 

                                                   Самообразование и самовоспитание

Образование – 1. Ценность развивающегося человека и общества

2. Процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений

3. Результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также в теоретической и практической подготовке человека.

4. Система.

Учение – целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований    современной жизни и деятельности.

Обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

Учитель – преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; создает условия для развития личности учащегося.

Ученик – учится – овладевает передаваемой информацией;

Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

Проявляет инициативу в поиске новых знаний.

Воспитание – это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности.

Воспитатель передает опыт, накопленный человечеством; вводит в мир культуры; стимулирует к самовоспитанию; помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения.

Воспитанник овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; работает над собой; обучается способам общения и манерам поведения.

В результате изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Развитие – хорошо организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации.

Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствован6ию новых навыков и умений.

Самовоспитание - целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.

Отрасли педагогической науки

 

Педагогика

 

Народная педагогика

 

Методология и теория педагогики

Возрастная (дошкольная и школьная)

Общая педагогика

История педагогики

 

Профессиональная

(производственная)

Теория воспитания,

Теория обучения (дидактика),

Теория организации и управления в системе образования (школоведение)

Частные методики

Специальная (коррекционная) (глухие, слепые, умственно отсталые, дети с дивиантным поведением)

Исправительно-трудовая

Военная

Высшей школы

 

Педагогика труда (образования взрослых)

Неформального образования

 

Место в системе наук Взаимосвязь педагогики и других наук:

Психология (общая, возрастная и педагогическая, социальная)

Социология (помогает определять задачи воспитания)

Науки о трудовой деятельности

Физиология общая и возрастная

Исторические науки

Этнология

Философия, этика, эстетика

 

Экономические науки

Политология

Теория управления, кибернетика

 

 

Тема 3. Психика и организм. Мозг и психика. Сознание. Самосознание

План:

1. Какова связь психики и организма?

2. Какова связь мозга и психики?

3. Что раскрывает понятие «психическое»?

4. Сознание

1. Психика и организм

Психосоматика – направление психологических исследований связи между психикой и организмом.

Существует прямая и обратная связь между особенностями психики человека и

половой дифференциацией

типом телосложения

здоровьем человека

генетическими особенностями

2. Мозг и психика

Мозг – центр управления жизнедеятельностью высокоразвитых животных и человека.

Мозг – материальный носитель психики человека.

Правое полушарие                Левое полушарие

3. Что раскрывает понятие «психическое»?

3.1. Психика

Этимологически слово психика тождественно слову душа.

Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и роли, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических феноменов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных.

 «Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (нервной системы), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» (Психология. Словарь)

1. психика – это не материя, а ее свойство. Психика – некое качество, которое проявляется только при взаимодействии субъекта с объектами окружающей среды. Психика возможна только в процессе жизнедеятельности живых организмов. Она сама – процесс, причем процесс активный.

2. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи. (сложность на уровне клетки – один уровень сложности; сложность нервной системы – другой уровень сложности). Психика отдельного человека – следствие третьего, надорганизменного (социального) уровня организации той же живой материи.

В чем проявляется специфическое свойство этой организованной в определенную систему материи? Основное свойство – активное отражение окружающей действительности, то есть в активном построении образа окружающего мира. Зачем?

Строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.

Материальна психика или идеальна? Материальны ли формируемые ею образы мира? Если образы идеальны, то как это идеальное связано с материей нервной системы? Это философская проблема. С развитием теории информации и кибернетики проблема практически снята. В настоящее время на поставленный вопрос можно ответить так: психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологических процессов.

Взаимоотношения между материальной основой образа и самим идеальным образом можно сравнить с отношениями между мелодией, записанной на цифровой носитель и самим носителем. Мелодия записана, но обнаружить ее присутствие можно только при произведении определенного действия. Мелодия – это процесс.

Психика – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Психика – это субъективный образ объективного мира

Психика – это очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде. Ее механизмы работают слаженно, гармонично и преимущественно незаметно для субъекта. В психике есть специальные механизмы, активно препятствующие осознанию субъектом некоторых процессов, происходящих в его «внутреннем хозяйстве».

*Психика-свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира

*Психика многообразна в своих с формах и проявлениях. Психика человека – это его мысли. Чувства, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется  в деталях в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Психология – одна из самых сложных наук, т.к. носителем психики является головной мозг - самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм.

3.2. Развитие психики

Психика – результат длительной эволюции животного мира (филогенез) и индивидуального развития каждого человека (онтогенез).

Психика – специальный аппарат для отражения реальности и регулирования организма в соответствии с отраженными свойствами окружающей среды (рефлекторная теория).

«Критерий психического» (А.Н. Леонтьев) – психическое появляется тогда, когда живые организмы приобретают способность реагировать не прямо на биологически значимые раздражители, а на сигналы о наличии биологически значимых объектов (не на еду, а на запах еды).

Психика появляется только тогда, когда у животных формируется особая материальная структура, ответственная за отражение – нервная система.

Стадии развития психики (А.Н. Леонтьев)

  1. Стадия сенсорной психики (элементарной чувствительности) – научение как привыкание.
  2. Стадия перцептивной (воспринимающей) психики – действие как развернутая цепь операций. Инстинкты.
  3. Стадия интеллекта – закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме. Использование языка и речи.

            Мир психических явлений

Мир психических явлений:

Психические процессы

Психические состояния

Психические Свойства

Психические образования

Социально-психологические явления и процессы

Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности. (Имеют четкое начало, течение, ярко выраженный конец)

Делятся на:

- познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь)

 эмоциональные

 

- волевые

 

психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Свойства:

Направленность

Темперамент

Характер

Способности

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества  функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. Состояния:

Эйфория

Усталость

Отчуждение

Активность

Пассивность

Бодрость

Апатия и др.

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Знания

Начальные умения

Простые навыки

Сложные умения

Сложные навыки

Психические образования

Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным  общностям.

3.4. Основные функции психики

Основные функции психики

Отражение воздействия окружающей действительности

Осознание человеком своего места в окружающем мире

Регуляция поведения и деятельности

Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-либо необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира.

Особенности:

  1. Психическое отражение не является зеркальным. Оно сопряжено с поиском, выбором. В нем поступающая информация подвергается обработке.
  2. При психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие  всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
  3. Психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Осознание человеком своего места в окружающем мире – это функция психики. С одной стороны – обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны – с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей  и находящегося с ними в своеобразных личностных отношениях.

Регуляция поведения и деятельности

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

Деятельность и поведение не могут не опосредоваться психикой, т.к. человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов.

Поведение – внешняя форма проявления психики.

            Элементы психики

Элементы психики: (З. Фрейд)

«Суперэго» («сверх-Я»)                 Сверх сознание (Трансцендентный уровень)

«Эго» -Я-                                         Сознание              (Феноменологический уровень)

     «ОНО»                                        Бессознательное (Трансцендентальный уровень)

(составляет большую часть психики)                                   

 

4. Как соотносятся понятия «сознание» и «бессознательное»?

Структура сознания

Сознание - Рене Декарт: Сознание - некая самоочевидная, неоспоримая субъективная данность человеку его собственных психических переживаний, которую невозможно подвергнуть сомнению. Созерцание субъектом собственного внутреннего мира.

Интроспекционисты (интроспекция – систематическое самонаблюдение): Сознание – некая сцена, на которой разворачиваются события, переживаемые субъектом.

И. Гербарт: взаимодействие представлений

У. Джемс: поток впечатлений

Дж. Уотсон: Часть процессов поведения, которая может быть вызвана или заменена словами, т.е. вербализована.

М.Вебер: сравнивает со светом, воплощенном» в различных степенях ясности сознания и с сетью или паутиной, сотканной из значений или смысла слов.

Сознание – понимаемая и переживаемая внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия.             Г.В. Фартинг: Первичное сознание (сознание внешних и внутренних раздражителей)

                                                       Рефлексивное сознание (осмысление собственных сознательных переживаний)

Бихевиоризм: вовсе исключали его из рассмотрения в рамках психологической науки и предлагали рассматривать его как эпифеномен, наивную иллюзию, характеризующую обычный житейский опыт.

Сознание-тот новый термин, который обозначает и своим содержанием описывает новое качество психики, появляющееся только у человека. Такой несомненной особенностью является обладание человека языком.

Язык – сложная система знаков, являющаяся единственным средством дискурсивного мышления и главным средством общения и социального наследования –передачи накапливаемого опыта от поколения к поколению.

Владение языком позволяет выделить и обобщить идеальные по своей сущности отношения и связи между объектом и его свойствами и между отдельными объектами.

*Сознание человека – высший этап развития психики и продукт общестенно-исторического развития, результат труда.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно – историческому существу.

Главная функция сознания – мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способности отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном личном духовном мире.

Характеристики сознания:

Активность (оно не только пребывает в движении, но и содержит в себе источники своего собственного движения, и эти источники воспроизводятся в ходе самого движения).

Способность к рефлексии (самопознание внутренних психических актов и состояний, их самоанализ и самооценка)

Интенциональность (направленность на предмет)

Периодические состояния (бодрствование, сон).

Самосознание – уровень сознания, на котором осуществляется осознание, оценка человеком своего знания, чувств. Потребностей, мотивов поведения и деятельности.

Компоненты самосознания (В.С. Мерлин):

1. сознание отличия себя от остального мира

3. сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки

2. сознание «Я» как активного начала, субъекта деятельности

4.социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Самосознание возникает в ходе развития сознания личности (С.Л. Рубинштейн).

Структура самосознания:

Уровни

самосознания

Непосредственно-чувственный уровень

Ценностно-образный, личностный уровень

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень

Целенаправленно-деятельностный уровень

Что происходит на данном уровне

самоощущение и самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики

осознание себя как деятельного начала

осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности

своеобразный синтез трех рассмотренных уровней

Что развивается

в результате достигается простейшая самоидентификация личности

проявляется как самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание ауто (внутри)идентичности своего «Я».

в результате возможны самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия.

В результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации и др.

 

Как эти структуры наполняются информацией?

  1. Механизм самоидентификации (уподобление, отождествление себя с кем-либо или с чем-либо)
  2. Механизм рефлексии и саморефлексии (интеллектуальный анализ своего «Я»)

Бессознательное – особая сфера психической жизни, которую образуют неосознаваемые психические процессы, операции и состояния. *Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

 

Тема 4. Предмет психологии

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Объект психологического познания – психика человека, т.е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.

 Предметом любой научной дисциплины являются изучаемые ею однородные закономерные связи, раскрывающиеся при изучении взаимодействий внутри объекта, а также его взаимодействий с другими объектами.

Предмет общей психологии

Задачи общей психологии

Психика

(Сознание

Бессознательное

Сверхсознание)

Поведение

Деятельность

Качественное изучение психических явлений

Анализ формирования и развития психических явлений

Изучение физиологических механизмов психических явлений

Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей

 «Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы». (А.В. Петровский).  Какие явления изучает только психология? Этими категориями описывается вся динамика и сущность процессов, являющихся предметом психологии.

Место в системе наук

Наука о душе (греч.). Что такое душа?

 Философия. Религия

Психология как наука о психической деятельности мозга

Физиология нервной деятельности

(медицина)

Наука о переработке информации живыми системами

Информатика и кибернетика

Наука о поведении

Педагогика

Наука о закономерностях, определяющих взаимоотношения между людьми

Социология

Проникновение во внутренний мир другого человека

Искусство

Духовный облик человека в различные исторические эпохи

История

Этнопсихология (особенности психики людей различных народов и культур)

Этнография

Структура современной психологии

Современная психология – разветвленная система научных дисциплин, связанных с различными областями науки и практики, составляющая комплекс развивающихся психологических наук.

Фундаментальные:

Общая психология – изучает общие фундаментальные свойства, качества и состояния психики; формулирует некоторые универсальные принципы, основные понятия.

Специальные отрасли психологии:

Дифференциальная психология – выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процессы развития

Подотрасль: Возрастная психология (переходные периоды – кризисы, смена ведущей деятельности).

Сравнительная психология – исследует филогенетические формы психической жизни.

Подотрасль: Зоопсихология – изучает особенности психики животных

Генетическая психология – изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от человека

Медицинская психология – изучает психические особенности деятельности врача и больного, разрабатывает психологические методы лечения.

Социальная психология – исследует психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Психология научного творчества – изучает особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность.

Психология аномального развития (патопсихология) – изучает многообразные отклонения в развитии психики.

Педагогическая психология – изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.

Психология торговли – рассматривает психологические особенности воздействия рекламы, индивидуальное восприятие товаров и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов (маркетинг)

Юридическая психология – исследует психологические особенности ведения уголовного процесса.

Военная психология – изучает поведение человека в условиях военных действий, психологические стороны взаимодействия командиров и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой.

Психология менеджмента (управления)

Психология спорта – выявляет психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности, мобилизационную готовность .

Психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности формирования и развития трудовых навыков.

Подотрасль:

Инженерная психология – изучает закономерности процессов взаимодействия человека с современной техники с целью использования их в практике проектирования, созидания и эксплуатации новых видов техники, прежде всего –АСУ.

Психология – определенный этап последовательного развития человеческих знаний. Психология - это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных). Психология – это определенная культура, понимание происходящего в ней возможно только при овладении принятой здесь системой понятий.

 

 

 

 

 

 

 

cialis generika zoll cialis promise program canada
cialis generika zoll cialis promise program canada