Психология и педагогика для студентов
Тема 1. Методы исследования
Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности.
Метод – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Объективные и субъективные методы (метод интроспекций - лат – гляжу, всматриваюсь внутрьод самонаблюдения-
Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.
1. Методы исследования в психологии
Для сбора информации: |
|
1. Наблюдение |
|
По характеру объекта:
|
Внутреннее (самонаблюдение-метод интроспекций-лат.-гляжу, всматриваюсь внутрь) и внешнее |
По характеру контакта |
Непосредственное и опосредованное (биографический метод-дневники, письма, изучение литературных источников, изучение документов и продуктов деятельности испытуемых. Фото, теле, кино и звукозаписи ситуаций и явлений) |
По упорядоченности времени: |
сплошное и выборочное |
По информированности участников |
Открытое и закрытое |
По характеру взаимодействия с объектом |
Включенное и невключенное |
По условиям получения информации |
Прямое и косвенное |
По условиям осуществления наблюдения |
Полевое и лабораторное |
2. Эксперимент |
Лабораторный и естественный; Констатирующий и формирующий |
3. Тест |
Тест-опросник Тест-задание Тесты достижений Тесты креативности Тесты интеллекта |
4. Проективные методы |
Методы завершения Экспериментальные методы Методы выбора или распределения по порядку Конструктивные методы Ассоциативные методы |
5. Опрос |
Устный (интервью-структурированное и неструктурированное) и письменный (анкета) опросник самоотчета (одномерный и многомерный) |
Для обработки результатов, их анализа: |
Методы математической статистики, методы качественного анализа |
|
К ним относятся: Контент-анализ. Факторный анализ. Метод ранжирования и др. |
2. Методы исследования в педагогике Методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании
Обобщение независимых характеристик – выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от разных людей
Теоретический анализ – осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой
Методы: Наблюдение как древнейший метод познания – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения
Без вмешательства в течение изучаемых психологических явлений.
Виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение); лонгитюдиальное (длинное, иногда в течение ряда лет); выборочное; сплошное; особый вид – включенное наблюдение пре6дусматривает участие исследователя в деятельность, которую он изучает, но не в течение изучаемых психологических явлений. (наблюдатель становится членом исследуемой группы). Невключенное – без участия исследователя.
Процессы наблюдения: 1. определение целей и задач (для чего)
2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать)
3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать)
4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи)
5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат)
наблюдение входит составной частью в беседу и эксперимент
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от объекта сведений о его деятельности, в которой объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Чем интервью отличается от анкетирования?
Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные, обычно заранее приготовленные вопросы. Анкетирование – ответ на вопросы в письменной форме.
Самонаблюдение - непосредственное или отсроченное наблюдение над собой (воспоминания, дневник, мемуары), анализ того, что человек думал, чувствовал, переживал.
Эксперимент – главный метод психологического исследования – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Лабораторный эксперимент – специально организованные условия (все по инструкции) - протекает в специальных условиях с применением аппаратуры, объект знает, что проводится эксперимент – многократность проведения эксперимента позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.
Естественный эксперимент проводится в обычных условиях, субъект не знает, что проводится эксперимент.
Констатирующий – когда изучаются лишь необходимые психологические явления.
Формирующий – в процессе эксперимента развиваются определенные качества испытуемых.
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты прогностические и диагностирующие. Тесты д.б. научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
Метод, во время которого испытуемые выполняют определенные действия и задания исследователя.
Проективные – исследуют разнообразные проявления психики индивидов.
Психокоррекционные – применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции и др.
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Тема 2. Педагогика
Педагогика- наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей.
Предмет педагогики – педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества.
Основные категории педагогики. (Как соотносятся три главные категории педагогики?)
Образование |
||
Воспитание |
|
Учение (обучение) |
|
Развитие |
|
Самообразование и самовоспитание |
Образование – 1. Ценность развивающегося человека и общества
2. Процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений
3. Результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также в теоретической и практической подготовке человека.
4. Система.
Учение – целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни и деятельности.
Обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
Учитель – преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; создает условия для развития личности учащегося.
Ученик – учится – овладевает передаваемой информацией;
Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
Проявляет инициативу в поиске новых знаний.
Воспитание – это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности.
Воспитатель передает опыт, накопленный человечеством; вводит в мир культуры; стимулирует к самовоспитанию; помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения.
Воспитанник овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; работает над собой; обучается способам общения и манерам поведения.
В результате изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Развитие – хорошо организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации.
Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствован6ию новых навыков и умений.
Самовоспитание - целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.
Отрасли педагогической науки
|
Педагогика |
|
Народная педагогика |
|
Методология и теория педагогики |
Возрастная (дошкольная и школьная) |
Общая педагогика |
История педагогики
|
Профессиональная (производственная) |
Теория воспитания, Теория обучения (дидактика), Теория организации и управления в системе образования (школоведение) Частные методики |
Специальная (коррекционная) (глухие, слепые, умственно отсталые, дети с дивиантным поведением) Исправительно-трудовая Военная |
Высшей школы
|
Педагогика труда (образования взрослых) |
Неформального образования
|
Место в системе наук Взаимосвязь педагогики и других наук:
Психология (общая, возрастная и педагогическая, социальная) |
Социология (помогает определять задачи воспитания) |
Науки о трудовой деятельности |
Физиология общая и возрастная |
Исторические науки |
Этнология |
Философия, этика, эстетика |
|
Экономические науки |
Политология |
Теория управления, кибернетика |
|
Тема 3. Психика и организм. Мозг и психика. Сознание. Самосознание
План:
1. Какова связь психики и организма?
2. Какова связь мозга и психики?
3. Что раскрывает понятие «психическое»?
4. Сознание
1. Психика и организм
Психосоматика – направление психологических исследований связи между психикой и организмом.
Существует прямая и обратная связь между особенностями психики человека и |
|
половой дифференциацией |
типом телосложения |
здоровьем человека |
генетическими особенностями |
2. Мозг и психика
Мозг – центр управления жизнедеятельностью высокоразвитых животных и человека.
Мозг – материальный носитель психики человека.
Правое полушарие Левое полушарие
3. Что раскрывает понятие «психическое»?
3.1. Психика
Этимологически слово психика тождественно слову душа.
Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и роли, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических феноменов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных.
«Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (нервной системы), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» (Психология. Словарь)
1. психика – это не материя, а ее свойство. Психика – некое качество, которое проявляется только при взаимодействии субъекта с объектами окружающей среды. Психика возможна только в процессе жизнедеятельности живых организмов. Она сама – процесс, причем процесс активный.
2. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи. (сложность на уровне клетки – один уровень сложности; сложность нервной системы – другой уровень сложности). Психика отдельного человека – следствие третьего, надорганизменного (социального) уровня организации той же живой материи.
В чем проявляется специфическое свойство этой организованной в определенную систему материи? Основное свойство – активное отражение окружающей действительности, то есть в активном построении образа окружающего мира. Зачем?
Строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.
Материальна психика или идеальна? Материальны ли формируемые ею образы мира? Если образы идеальны, то как это идеальное связано с материей нервной системы? Это философская проблема. С развитием теории информации и кибернетики проблема практически снята. В настоящее время на поставленный вопрос можно ответить так: психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологических процессов.
Взаимоотношения между материальной основой образа и самим идеальным образом можно сравнить с отношениями между мелодией, записанной на цифровой носитель и самим носителем. Мелодия записана, но обнаружить ее присутствие можно только при произведении определенного действия. Мелодия – это процесс.
Психика – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.
Психика – это субъективный образ объективного мира
Психика – это очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде. Ее механизмы работают слаженно, гармонично и преимущественно незаметно для субъекта. В психике есть специальные механизмы, активно препятствующие осознанию субъектом некоторых процессов, происходящих в его «внутреннем хозяйстве».
*Психика-свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира
*Психика многообразна в своих с формах и проявлениях. Психика человека – это его мысли. Чувства, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в деталях в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Психология – одна из самых сложных наук, т.к. носителем психики является головной мозг - самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм.
3.2. Развитие психики
Психика – результат длительной эволюции животного мира (филогенез) и индивидуального развития каждого человека (онтогенез).
Психика – специальный аппарат для отражения реальности и регулирования организма в соответствии с отраженными свойствами окружающей среды (рефлекторная теория).
«Критерий психического» (А.Н. Леонтьев) – психическое появляется тогда, когда живые организмы приобретают способность реагировать не прямо на биологически значимые раздражители, а на сигналы о наличии биологически значимых объектов (не на еду, а на запах еды).
Психика появляется только тогда, когда у животных формируется особая материальная структура, ответственная за отражение – нервная система.
Стадии развития психики (А.Н. Леонтьев)
- Стадия сенсорной психики (элементарной чувствительности) – научение как привыкание.
- Стадия перцептивной (воспринимающей) психики – действие как развернутая цепь операций. Инстинкты.
- Стадия интеллекта – закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме. Использование языка и речи.
Мир психических явлений
Мир психических явлений:
Психические процессы |
Психические состояния |
Психические Свойства |
Психические образования |
Социально-психологические явления и процессы |
Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности. (Имеют четкое начало, течение, ярко выраженный конец)
Делятся на:
- познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь) |
эмоциональные
|
- волевые
|
психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Свойства:
Направленность |
Темперамент |
Характер |
Способности |
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. Состояния:
Эйфория |
Усталость |
Отчуждение |
Активность |
Пассивность |
Бодрость |
Апатия и др. |
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Знания |
Начальные умения |
Простые навыки |
Сложные умения |
Сложные навыки |
Психические образования |
Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.
3.4. Основные функции психики
Основные функции психики |
||
Отражение воздействия окружающей действительности |
Осознание человеком своего места в окружающем мире |
Регуляция поведения и деятельности |
Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-либо необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира.
Особенности:
- Психическое отражение не является зеркальным. Оно сопряжено с поиском, выбором. В нем поступающая информация подвергается обработке.
- При психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
- Психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
Осознание человеком своего места в окружающем мире – это функция психики. С одной стороны – обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны – с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных личностных отношениях.
Регуляция поведения и деятельности
Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
Деятельность и поведение не могут не опосредоваться психикой, т.к. человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов.
Поведение – внешняя форма проявления психики.
Элементы психики
Элементы психики: (З. Фрейд)
«Суперэго» («сверх-Я») Сверх сознание (Трансцендентный уровень) |
«Эго» -Я- Сознание (Феноменологический уровень) |
«ОНО» Бессознательное (Трансцендентальный уровень) (составляет большую часть психики) |
4. Как соотносятся понятия «сознание» и «бессознательное»?
Структура сознания
Сознание - Рене Декарт: Сознание - некая самоочевидная, неоспоримая субъективная данность человеку его собственных психических переживаний, которую невозможно подвергнуть сомнению. Созерцание субъектом собственного внутреннего мира.
Интроспекционисты (интроспекция – систематическое самонаблюдение): Сознание – некая сцена, на которой разворачиваются события, переживаемые субъектом.
И. Гербарт: взаимодействие представлений
У. Джемс: поток впечатлений
Дж. Уотсон: Часть процессов поведения, которая может быть вызвана или заменена словами, т.е. вербализована.
М.Вебер: сравнивает со светом, воплощенном» в различных степенях ясности сознания и с сетью или паутиной, сотканной из значений или смысла слов.
Сознание – понимаемая и переживаемая внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия. Г.В. Фартинг: Первичное сознание (сознание внешних и внутренних раздражителей)
Рефлексивное сознание (осмысление собственных сознательных переживаний)
Бихевиоризм: вовсе исключали его из рассмотрения в рамках психологической науки и предлагали рассматривать его как эпифеномен, наивную иллюзию, характеризующую обычный житейский опыт.
Сознание-тот новый термин, который обозначает и своим содержанием описывает новое качество психики, появляющееся только у человека. Такой несомненной особенностью является обладание человека языком.
Язык – сложная система знаков, являющаяся единственным средством дискурсивного мышления и главным средством общения и социального наследования –передачи накапливаемого опыта от поколения к поколению.
Владение языком позволяет выделить и обобщить идеальные по своей сущности отношения и связи между объектом и его свойствами и между отдельными объектами.
*Сознание человека – высший этап развития психики и продукт общестенно-исторического развития, результат труда.
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно – историческому существу.
Главная функция сознания – мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способности отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном личном духовном мире.
Характеристики сознания:
Активность (оно не только пребывает в движении, но и содержит в себе источники своего собственного движения, и эти источники воспроизводятся в ходе самого движения). |
Способность к рефлексии (самопознание внутренних психических актов и состояний, их самоанализ и самооценка) |
Интенциональность (направленность на предмет) |
Периодические состояния (бодрствование, сон). |
Самосознание – уровень сознания, на котором осуществляется осознание, оценка человеком своего знания, чувств. Потребностей, мотивов поведения и деятельности.
Компоненты самосознания (В.С. Мерлин):
1. сознание отличия себя от остального мира |
3. сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки |
2. сознание «Я» как активного начала, субъекта деятельности |
4.социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. |
Самосознание возникает в ходе развития сознания личности (С.Л. Рубинштейн).
Структура самосознания:
Уровни самосознания |
Непосредственно-чувственный уровень |
Ценностно-образный, личностный уровень |
Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень |
Целенаправленно-деятельностный уровень |
Что происходит на данном уровне |
самоощущение и самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики |
осознание себя как деятельного начала |
осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности |
своеобразный синтез трех рассмотренных уровней |
Что развивается |
в результате достигается простейшая самоидентификация личности |
проявляется как самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание ауто (внутри)идентичности своего «Я». |
в результате возможны самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия. |
В результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации и др.
|
Как эти структуры наполняются информацией?
- Механизм самоидентификации (уподобление, отождествление себя с кем-либо или с чем-либо)
- Механизм рефлексии и саморефлексии (интеллектуальный анализ своего «Я»)
Бессознательное – особая сфера психической жизни, которую образуют неосознаваемые психические процессы, операции и состояния. *Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
Тема 4. Предмет психологии
Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Объект психологического познания – психика человека, т.е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
Предметом любой научной дисциплины являются изучаемые ею однородные закономерные связи, раскрывающиеся при изучении взаимодействий внутри объекта, а также его взаимодействий с другими объектами.
Предмет общей психологии |
Задачи общей психологии |
Психика (Сознание Бессознательное Сверхсознание) Поведение Деятельность |
Качественное изучение психических явлений Анализ формирования и развития психических явлений Изучение физиологических механизмов психических явлений Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей |
«Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы». (А.В. Петровский). Какие явления изучает только психология? Этими категориями описывается вся динамика и сущность процессов, являющихся предметом психологии.
Место в системе наук
Наука о душе (греч.). Что такое душа? |
Философия. Религия |
Психология как наука о психической деятельности мозга |
Физиология нервной деятельности (медицина) |
Наука о переработке информации живыми системами |
Информатика и кибернетика |
Наука о поведении |
Педагогика |
Наука о закономерностях, определяющих взаимоотношения между людьми |
Социология |
Проникновение во внутренний мир другого человека |
Искусство |
Духовный облик человека в различные исторические эпохи |
История |
Этнопсихология (особенности психики людей различных народов и культур) |
Этнография |
Структура современной психологии
Современная психология – разветвленная система научных дисциплин, связанных с различными областями науки и практики, составляющая комплекс развивающихся психологических наук. |
Фундаментальные: |
Общая психология – изучает общие фундаментальные свойства, качества и состояния психики; формулирует некоторые универсальные принципы, основные понятия. |
Специальные отрасли психологии: |
Дифференциальная психология – выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процессы развития Подотрасль: Возрастная психология (переходные периоды – кризисы, смена ведущей деятельности). |
Сравнительная психология – исследует филогенетические формы психической жизни. Подотрасль: Зоопсихология – изучает особенности психики животных |
Генетическая психология – изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от человека |
Медицинская психология – изучает психические особенности деятельности врача и больного, разрабатывает психологические методы лечения. |
Социальная психология – исследует психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. |
Психология научного творчества – изучает особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность. |
Психология аномального развития (патопсихология) – изучает многообразные отклонения в развитии психики. |
Педагогическая психология – изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания. |
Психология торговли – рассматривает психологические особенности воздействия рекламы, индивидуальное восприятие товаров и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов (маркетинг) |
Юридическая психология – исследует психологические особенности ведения уголовного процесса. |
Военная психология – изучает поведение человека в условиях военных действий, психологические стороны взаимодействия командиров и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой. |
Психология менеджмента (управления) |
Психология спорта – выявляет психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности, мобилизационную готовность . |
Психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности формирования и развития трудовых навыков. Подотрасль: Инженерная психология – изучает закономерности процессов взаимодействия человека с современной техники с целью использования их в практике проектирования, созидания и эксплуатации новых видов техники, прежде всего –АСУ. |
Психология – определенный этап последовательного развития человеческих знаний. Психология - это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных). Психология – это определенная культура, понимание происходящего в ней возможно только при овладении принятой здесь системой понятий.