Главная » Конспекты

Лекции по социологии

Тема 1. Социология, как наука

  1. Социология – это наука об обществе как социальной системе и взаимодействии с ней соц.институтов, групп и личностей.

Целью социологии явл.изучение социальной структуры общества и тенденций её развития.

Объектом социологии является общество.

Предметом – это совокупность свойств связи и отношений, которые носят название социальные.

Методы социологии

- общенаучные – это система общесоциологических методов

- частнонаучные -  биогеографический анализ социометрия, контент – анализ и т.д.

- методы сбора информации – анализ документов, наблюдения, опрос и т.д.

- методы обработки информации – вся совокупность математических и статистических методов.

 Структура социологического знания

В зависимости от масштаба и сложности изучаемых соц. Явлений различают:

1. общесоциологический (фундаментальный) – изучаются крупномасштабные явления, затрагивающие основы общественной жизни (реформы, революции, война, катастрофы)

2. теории среднего уровня:

       - теория социальных институтов (государство, семья)

       - теория социальных общностей (соц. Демограф. Этнические общества, массовые общества)

       - теории социальных процессов (конфликт, миграционные процессы)

3. прикладные социологические исследования – исследования которые направлены на получение конкретного результата, включают в себя поиск информации, составление программы соц. Исследования, сбор информации анализ информации, разработка рекомендаций.

 Функции социологии

1.теоретикопознавательная –осуществляется накопление знаний об обществе

2.описательная – осуществляется систематизация накопленных знаний и публикация отчетов в виде аналитических записок

3.практическая – предполагает управленческое консультирование

4.прогностичская – определяется тенденции развития социальных явлений

5.мирровозренческая – формирует ценностные ориентации и установки ценностей индивидов.

6.гражданская

7.идиологическая

Место социологии в ряду других общественных наук

Социология имеет двойной статус:

С одной стороны она относится к методам социологических наук в которой используются строгие математические модели, в которых выделяются определенные закономерности.

 

С другой стороны социология опирается на умозаключения характерные для гуманитарных наук. 

 

Социология использует данные истории статистики, антропологии; использует термины философии, в свою очередь данными социологии пользуются экономист, психологи, политологи

 

В отличии от философии социология обращается к конкретным данным общественной жизни.

В отличии от истории социологи выявляет социальные закономерности, её не интересует хронологическая последовательность.

В отличии от политологии социология не претендует на всеобщий анализ проблем власти.

 

Тема 2. История возникновения социологии

Предпосылки возникновения социологии

  1. итоги развития обществознания: большой вклад в развитие социологии внесли следующие ученые: Платон (1ая социологическая структура общества), Аристотель (1ая теория управления), Цицерон (теория гражданского общества и правового государства), Макиавелли (1ая теория личности), Жан Жак Руссо (теория общественного договора) и т.д.
  2. естественно –научные предпосылки:

-открытие клеточного строения живых организмов(Шлейден, Шванн)

-открытие эволюционной теории Дарвина

      3.   социальные предпосылки сюда отн: все социальные потрясения в Европе,        примерно за один и тот же период

Конт Огюст: определял науку с 2х сторон.

1.математика
2.астрономия
3.физика
4.химия
5.социология

Придумал закон классификации наук.

Придумал методы для изучения:
-наблюдения (основной)
-сравнительный
-исторический

Статистика: социальная статистика(порядок)-стабильное существование социальной структуры общества, социальная динамика(прогресс).

Общество проходит три стадии: Закон интеллектуального развития человека

  1. Теологическая (божественная) – до 1300 гг.люди приписывали жизнь предметам, покорение богам и т.д.
  2. Метафизическая (1300-1800) – отказ от верования, тяга к философии.
  3. Позитивная (1800)

- реально
- достоверно
- полезно
- точно
- положительно

 

Позитивная, не значит положительная, а значит – проверяемая на практике (эксперимент).

1830г. - Начинается формироваться наука о социологии

1839г – наука обрела название О. Конт вводит понятие социология .

                                                     Направления

1.натуралистическое направление – основывается на методах естественных наук

Основатель: Спенсер. Объединил несколько школ:

- биологизм – общество развивается по аналогии с человеческим организмом. Вормс, Шеффле – основатели.

- социал – дарвинизм общество развивается по следующей схеме: борьба за существование -> естественный отбор -> выживает сильнейший. Мальтус и Гумплович.

- географическая – развитие общества зависит от климатических и географических условий. Монтескьё, Мечников, Бокль

- расово - антропологическая  обосновывается превосходство 1 рассы над другой

2. психологическое направление (парадигма) рассматривает общество как совокупность психических реакций индивидов. Лебон.

- групповая психологческая рассматривает общество как совокупность больших групп людей взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом (Вундт)

- психоанализ: рассматривает конфликт личности и общества

 -Бихевиоризм – рассматривает взаимодействие индивидов в обществе как совокупность стимулов и реакций на них. Скиннер

 -символический интеракционизм – рассматривает взаимодействие индивидов в микрогруппах как совокупность знаков и символов. Представитель: Мид.

 3. социологизм – попытка объяснить все действия в обществе при помощи социальных фактов  которые объективны и довлеют над индивидом. Дюрггейм  - явл. Основателем структурного анализа в социологии.

 

Разработал концепцию солидарности: органическая(разделение на индивидуальные личности), механическая (имеет однород)

 

Автор концепции аналогия – отрицание социальных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3 Методология, методика проведения социологических исследований

  1. Понятие, виды социологических исследований.
  2. Метода сбора имперических данных
  3. Программа социологического исследования

 

Социологическое исследование – совокупность усилий исследователя, направленных на получение информации и её обработку, выявление социальных проблем и разработку рекомендаций.

 

Виды социальных исследований:

  1. в зависимости от масштаба и сложности поставленных задач различают:

А) разведывательное (пилотажное). Цель проверка и уточнее инструментария исследования (анкеты, бланки наблюдения),  методики проведения исследования. Проводятся по упрощенной программе.

    Методика: сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод

            Б)  описательное. Цель описание структурных элементов того явления, которое             предстоит изучить.

            В)   аналитическое. Цель выявление причин происхождения тех или иных социальных явлений, определение тенденций их развития.

                   - повторное. Проводится на основании одного и того же инструментария через опред.время, но на разных группах. (мониторинг)

                          +панельное – это один и тот же инструментарий, одна и та же группа через опред.промежутки времени.

                   - лонгитюдное. Это исследование, проводимое на одних и тех же группах людей в различные промежутки времени, которые привязаны к определенным событиям.

      2.  в зависимости от представительности информации:

             А)  монографическое. Это исследование отдельного элемента из общей совокупности (но не более 30 человек). Группа должна быть однородной.

             Б)  сплошное. Проводится исследование всей совокупности без исключения (но не более 300 человек)

             В) выборочное. Проводится отбор необходимых для изучения элементов из общей совокупности по спец.методике. Общая совокупность носит название генеральная.

 

Виды выборки:

  1. вероятностная. Основывается на теории вероятности.

А) серийное. Совокупность делится на однородные серии (Пр.: курс, факультет), которые отбираются случайно.

Б) гнездовая. Производится отбор отдельных элементов внутри серий

В) механическая. Рассчитывается шаг выборки.

 

К=N/n , К – шаг выборки, N- генер.совокупности, n- необходимое количество опрошенных.

  1. целенаправленное. Основано на теорию статистики.

А) квотная. Основывается на отборе населения по таким квотам, как пол, возраст, образование, профессия.

Б) метод основного массива. Применяется в том случае, если необходимо опросить категории населения по 1,2 известным параметрам. (Пр: безработные, молодеж)

 

Методы сбора эмпирических данных.

  1. наблюдение – это получение информации в конкретный момент времени.

А) внутреннее (включенное) – исследователь находится внутри изучаемой группы.

Б) внешнее – исследователь находится вне изучаемой группы.

В) формализованное- это наблюдение по заранее заданному плану.

Г) неформализованное – преобладает субъективная оценка исследователя.

       2. анализ документов – это изучение информации которая находится в рукописном печатном виде а так же иконографии.

            А) традиционный – выявление главного и второстепенного в документе,  целенаписание документа

            Б) контент – анализ – это метод качественно- количественного анализа документов,  заключается в выявлении единиц счета (строки, слова) и единиц анализа (ключевые слова  связанные с темой исследования)

        3. метод экспертных оценок (экспертного опроса) – это метод получения социальной иформации путем проведения опроса экспертов и применяется там, где требуется квалифицированное суждение об исследуемой проблеме.

              Функции:

- прогноз тенденций развития явлений и процессов

- оценка степени достоверности полученной информации

- аттестация кадров работников по уровню их соц.- профессиональной активности

       4. метод Дельфи – это итерационная процедура, позволяющая подвергнуть мнение эксперта критическому анализу со стороны всех остальных.

“+”:

+ управляемая обратная связь

+ анонимность

+ возможность оценки

+ мотивация изменения мнения экспертов

“-”:

- влиянии мнения большинства на экспертные оценки последующих за первым туром итерациях

       5. Априорные ранжирование – это расстановка приоритетов, основанная на экспертной оценки специалистов компетентных в исследований области

“+”:

+ простота

+ небольшой объем работы

+универсальность

+оперативность

“-”:

- определённая субъективность

- влияние квалифицированных экспертов на конечную оценку

 

Коэф.конкордации характеризует степень согласованности мнений экспертов.

 

Социальная установка – общая ориентация человека на опред.социальный объект, предшествующую действию и выражающую предрасположенность действовать опред.образом относительно данного объекта.

 

Установка – объективированная, приобретшая предметную форму потребность.

 

Школа для измерения установок:

  1. школа социальной дистанции (измерение отношений представителей разной национальности)
  2. Луи Гутман предложил шкалограммный анализ. Используется в предложении существования одномерной шкалы, континуума значений социальной установки (согласен/несогласен)

 

Проективные методы – методы при помощи которых индивидуумы проявляют свои черты личности через “проекцию” в ответ неопределенные стимулы.

 

1-      методы неоконченных предложений. Используется для изучения социальных ожиданий и социальных норм. Выявление субъективного восприятия человеком социальной реальности, личностных смыслов индивидов, стереотипов, образов, эталонов людей.

Обоснование – это нравственное предписание, заданные культурой стереотипные образцы целей, мотивов и т.д.

2-      тест 20ти я. Метод разработан в 50-е годы куном и Макпарлендом.

Метод – “фокус групп”  (ожидаемая эффективность рекламы либо её проект) – это качественный метод сбора социальной информации в однородных группах, имеющих фокус, с участием ведущего и основанный на принципах дискуссии.

  1. Опрос – получение информации путём устного или письменного обращения к респондентам.

А) Интервьюирование. Существуют формализованное и неформализованное виды интервью; фокусированное (интервью на заданную тему).

Б) анкетирование – опрос при помощи специального бланка (анкеты)

- индивидуальное

- групповое

- прессовое (через газету)

 

Анкета – определенным образом структурно – организованный набор вопросов, разбитых на блоки, каждый из которых логически связан   с целью и задачами исследования.

 

В анкете принято различать 4ре части:

1. титульный лист (название анкеты, организация, год)

2. вводная часть (обращение к респонденту)

3. Основная часть (все блоки вопросов)

4. Социально-демографическая (в безличной форме информации и респонденте – м/ж, холост/женат)

 

Виды вопросы:

  1. по форме различают:

-открытые(нет вариантов ответа)

-закрытые(имеются варианты ответов)

-комбинированные(варианты ответов и свободный ответ)

-вопрос в табличной форме(применяются, если под один вопрос можно подвести несколько факторов)

-вопрос-тест(варианты ответов формулируются в виду утверждений)

2. функциональные вопросы позволяют управлять ходом опроса

-вопросы-фильтры. Позволяют отсеивать некомпетентных респондентов

-вопросы-ловушки. Проверяет искренность высказывания респондента

-контактные вопросы. Облегчают контакт с респондентом, вызывают заинтересованность.

 

 

Требования к вопросам в анкете:

- в доступной форме

- в вопросе не должно содержаться ответа

- количество вариантов не должно превышать возможности памяти опрашиваемого (до 10)

-вопрос и варианты ответов должны логически соответствовать друг другу

-вопрос не должен ущемлять права респондентов

 

  1. Социометрия – изучение межличностных отношений в малых социальных группах. (Дж.Морено)

 

Условия проведения:

  1. группа должна знать друг друга не менее года.
  2. количество человек в группе не должно быть >35
  3. результаты социометрии не должны сообщаться группе.

 

Порядок проведения:

  1. составляются вопросы (3-4) таким образом, чтобы можно было осуществить взаимные выборы.
  2. составляются карточки (сущ.три вида оценки, 0,”+”,”-”)
  3. построение социограммы – это граф. отображение межличностных отношений
  4. производится подсчет социометрических статусов как индивидов, так и группы в целом

 

3 вопрос. Программа социологического исследования

Это развернутый план работы исследователя.

Программа включает в себя три части:

  1. организационно-техническая (рабочие планы исследователя, смена исследования)
  2. методическая (обоснование методов сбора информации, разработка инструментария, расчет выборочной совокупности, выбор программы обработки)
  3. методологическая

                  -проблемная ситуация – противоречие между тем, что исследователь знает и как обстоят дела на самом деле

                  -объект исследователя – то на, что направлено исследование

                  - предмет исследования – часть объекта, которая подлежит исследованию  (может быть несколько)

                 - цель исследования – тот конечный результат, который необходимо получить.

                 - задачи – поэтажное достижение целей

                 - гипотеза – научное предположение о результате

 

Тема 4. Основы общественной жизни

 

  1. понятие общества как социальной системы. Признаки и виды.
  2. социальная структура общества
  3. воды социальных общностей.

 

  1. Общество – универсальный способ организации социальных связей, самовозобнавляющийся и автономный.

Общество – совокупность индивидов, проживающих на одной территории и объединенных одной культурой.

 

Толкотт Парсонс предложил структурно – функциональный подход к анализу общественных систем.

 

В системе преобладают такие социальные связи, как субординация (соподчинение элементов) и координация (согласование).

 

Признаки общества:

  1. территория
  2. автономность
  3. высокая степень интеграции
  4. значительная социализирующая сила  - общество готовит индивидов к жизни в конкретных условиях конкретного общества.

 

Виды общества:

  1. экономический подход (К. Маркс). В основе лежит эк. Соответствие производительных сил производственным отношениям. В совокупности производит. Силы и произв.отношения составляют способ производства, который в свою очередь выступает силовой общественно-экономической формации

- первобытно-общественное

      - рабовладельческое

      - феодальное

      - капиталистическая

      - социалистическое

        2. технологический подход (Белл). В основе заложил совершенствование технологического способа производства.

      - традиционное общество характеризуется аграрным способом производства, низким уровнем развития науке и техники, тоталитарными основами госуд.устройствами.

      - индустриальное общество характеризуется высоким развитием науки и техники, высоким уровнем благосостояния, демократ.основами госуд.устройства

      - постиндустриальное. Характеризуется развитием ресурсосберегающих технологий, информационных технологий, развитием экоразумной цивилизации и досуговой цивилизации

          3. в зависимости от степени свободы коммуникаций с другими видами обществ К.Поппер различал:

       - открытое общество (осуществляется свободная коммуникация)

       - закрытое общество (коммуникация с другими обществами затруднена или отсутствует совсем)

 

  1. Социальная структура общества – совокупность социальных групп, социальных институтов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.

В основе социальной структуры лежит собственность на средства производства и разделение общественного труда.

 

Различают идеальную социальную структуру (совокупность верований и убеждений); организационную структуру (совокупность статусов и ролей); нормативную социальную структуру (совокупность социальных норм формальных и неформальных).

 

Все элементы социальной структуры объединяет социальная связь. Это набор факторов, обуславливающих взаимодействие индивидов и социальных групп в опред.условиях для достижения определенной цели.

 

wie kann ich viagra bekommen levitra generika billig
wie kann ich viagra bekommen levitra generika billig