Главная » Конспекты

Конспект по социологии

Социология – наука об обществе.
Объект социологии – информация о современном обществе, полученная другими науками.
Предмет изучения социологии: закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
Цель: изучение социальной структуры общества и определенные тенденции его развития. 
Социальные общности – это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.
Социология – это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

Методы социологии: 
а) общенаучные (сист, историч, структ-функц)
б) частно-научные (анализ биогр, контент-анализ,)
в) методы сбора информации
г) методы обработки информации

Структура соц. знания:
а)Общая социология
б)Теории среднего уровня

в)Прикладные соц исследования - на получение конкретного результата


Функции социологииии:
1. Познавательная.
2. Прогностическая.
3. Управленческая.
4. Ценностно-ориентирующая человека.
5. Мировоззренческая.
6. Практическая
7. Идеологическая

Социология имеет двойной статус:  опирается на методы гуманитарных наук, преполагает умозаключение и в тоже время опирается на строгие математические модели.
Социология использует категории философии, методы истории, антропологии, статистики. Данными социологов пользуются юристы, политологи, психологи, экономисты.
В отличии от философии, социология опирается на конкретные данные, в отличии от истории социологию интересуют социальные закономерности. В отличии от политологии социология не претендует на анализ власти.

Предпоссылки возникновения социологии 

а) Итоги развития общественных наук. (Платон, Аристотель, Гоббс, Локс, Руссо) 
б) Естественно-научные. (теория эвол, открытие клет развития)
в) Социальные. (социальные потрясения в Европе и т.д.)

О. Конт, выделил социологию как самостоятельную науку, изучающую простейшие связи в обществе. Он считал, что социология должна быть позитивной (изучать только факты).
Основные метолы исследованиянаблюдение и эксперимент, любое общество может находиться в состоянии социальной статики (благополучное состояние) или в состоянии социальной динамики.

Развитие западной социологии 

1) Классический тип научности (Конт, Спенсер, Дюркгейм).

2) Неклассический тип научности (Зиммель, Вебер)
Социология - пограничная наука между естественными и гуманитарными; предмет - индивид; 
Биологическая социальная школа - Спенсер
Общество - организм - социальный дарвинизм

Рассово-антропол школа - Жозеф Артур де Гобино (арийцы)

Психологическая школа - Дюркгейм, Тард, Лебон, Фрейд
Объясняют всё психологией человека

Социально географическая школа - Бокль
Все зависит от географии и геополитики.
Бихевиоризм - причина общественных процессов в человеке (тонатос и эрос)
Понимающая соц - Веббер - наука об идеальных типах, концепция социального действия 

Развитие социальной мысли в России 

Первая стадия - возникновение "новой науки"- позитивизм: Анархизм (Бакунин, Кропоткин), геогр (Шапов, Мечников), Психологизм (Лавров, Кареев), Социопсихизм (Роберти); органицистская концепция культурно-исторических типов Данилеевского.
Вторая стадия "теоретикометодологической критики" - критикуют все что до. Марксизм (Ленин, Плеханов), антипозитивизм. Историзм. (Новгородцев, Кистяковский). 
Третья стадия - неопозитивизм - основан на эмпирическом исследовании и бихевиоризме (Сорокин-социальная стратификация, мобильность, культ типология)
65гг - социальное планирование
70гг - запретили социологию, разрешили "прикладную социологию". 

Cтадии эволюции человека:

  1. теологическая (все объясняется религией)
  2. метафизическая - поиск причин, критика и разрушение теологической
  3. научная - позитивная философия - рассуждения и наблюдения 

Социальная статика - позитивная наука об обществе, изучающая условия его стабильного существования, основные общественные институты. Исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономических, политических, культурных), изучает законы порядка.
социальная динамика - теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития. Изучает законы развития общества.


Основатели социологии

Дюрйкгейм
Общество первично по отношению к его людям 
Социальные факты — образцы действий
Разработал четкую концепцию предмета социологии. 
Социологизм = Социальный реализм 
концепция солидарности (механически все одинаковые, нельзя высказывать мнение - племена; органическое - разделение по специализациям, можно высказывать)
Аномия - ощущение отсутствия норм - в период социальных переворотов 
Дюрйкгейм основатель французкой социальной школы.

Сорокин
стратификация
мобильность
концепция культурной типологии
бихевиорист
теория конвергенции (слияние двух социальных систем в одну)

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок-метод получения социальной информации путем проведения опроса экспертов. Применительно там, где необходимо квалифицированное суждение об исследуемой проблеме. 
Эксперт-специалист в определенной сфере знаний и деятельности. 
Функции метода экспертных оценок

а)отбор. Опр список и "сужается". Центр фактор-компетентность, обычно определяется самооценкой. 
Метод дельфы-итерационная процедура, позволяющая подвергнуть мнение эксперта критическому анализу со соторону всех остальных. 
Итеративность-повторяющееся действие.
В нем отсутствует необходимость математических расчетов, снижается вероятность ошибок, связанная с обработкой числовых данных, снижается время на проведение исследования. 
а) Руководитель индивид ставит задачу перед экспертами и получает их оценки
б) Оценки экспертов располагаются в порядке возраста
в) На шкалу наносятся квантили
г) Каждому члену сообщаются полученные данные и предлагается пересмотреть оценку 
д) Повтор до стабилизации

Апроиорное ранжирование - расстановки приоритетов, основанные на экспертной оценке.

Преимущества: простота, небольшой объем работ,универсальность и оперативность.

Недостатки: субъективность

а)составляется перечень факторов, требующих их оценки по степени важности для конкретного предприятия
б)составляется анкета, в которой приводится перечень этих факторов. Проверяется компетенция. 
в) Проводится инструктаж
г) Проводится индивидуальная оценка, после чего все расставляется в порядке убывания 
д) обработка результатов


Методы измерения соц установки и проективные методы

Исследование взаимоотношений различных групп общества, а также отношений между ними и соц институтами. 
Социальная установка-общая ориентация человека на определенный соц объект, предшествующий действию и выражающий предрасположение действовать определенным образом. 
Школа соц дистанции -каждая оценка автоматически включает в себя все последующие и исключает предыдущие. 
Боградус-необходимо измерять не только количественно, но и качественно.
Дихотонические-деление целого на двое.
Шкалограммный анализ - для изучения соц установки. Позволяет работать с большим количеством суждений. 
Проективные методы-методы, при помощи которых индивиидумы проявляют свои черты личности через "проекцию" в ответ на определенные стимулы. (например, метод неоконченных предложений)
Обоснование-нравственные предписания, заданные культурой стереотипы, образцы целей, мотивов

Тест двдцати Я (К1-К4)

Метод "фокус-групп"-качественный метод сбора соц информации в однородных группах, имеющих фокус, с участием ведущего и основанный на принципах дискуссии.

Жак Кетле - придумал 4 правила составления статистических программ (нужно ставить релевантные вопросы, на которые можно получить ответ, вопросы не должны вызывать опасений, должны быть четко и ясно сформулированы, нужен взаимный контроль) 
Ле Пле - разработал типологию семей - патриархат, коренная и нестабильная. Придумал монографический метод изучения. Придавал значение географии и религии.
Соц иследование-совокупность сознательных усилий исследователя, включающих в себя отбор, поиск, разработку методов и процедур анализа информации, отведенной исследуемой цели. Изучает динамику связей, причин и мотивов развития соц явлений.

Виды соц. исследований:

Методология - наука о методах, исх принципах, приемах и способах эмпирического и теоретического научного исследования. - система принципов научного исследования. 
Программа соц исследований -развернутый план исследования
Компоненты:

Проблемная ситуация-противоречие между тем, что исследователь знает и тем, что происходит на самом деле. 
Объект исследования - на что направлено исследование
Предмет исследования - часть объекта, которой подлежит исследование
Цель исследования-конечный результат
Задачи исследования-поэтапное достижение цели
Гипотеза исследования-научное предположение о результате
Интерпретация исследования-уточнение понятия с целью исследования

Этапы соц исследования - определенные стадии реализации взаимосвязанных и взаимообуславливающих действий исследователя.


Виды опросов:

Виды интервью:

Социометрический метод-метод количественных измерений и анализа структуры взаимоотношений в малых соц группах. 
Требования к социометрическому методу: малая группа с опытом вместе более 1 года, размер - 7-30 человек, однозначные критерии, проводится посторонним лицом.
Социометрический критерий-причина выбора.
Критерии:

Методы сбора информации 

Наблюдение - это фиксация явления в конкретный момент (включенное, невключенное - внешнее, формализованное, неформализованное)
Анализ документа-изучения инфы, к находится в письменном виде. (традицный, контент-анализ)
Опрос -метод получения информации путем устного или письм обращения к респонденту. (интервьюирование, анкетирование)
Анкета - это структурировано организованный набор вопросов, разбитых на блоки, логически связанных с целями исследования 
Включает: титульный лист, вводную часть, основную часть, социально-демографическую часть.

Виды вопросов:
1)По содержанию

2)По форме

3)По функциям

Требования к вопросам анкеты:
а)в доступной форме
б)не должно быть ожидаемого овтета
в)не должен ущемлять права респондента
г)вопросы и варианты должны соответствовать
д)количество вариантов не должно превышать лимиты памяти