Конспект по социологии
Социология – наука об обществе.
Объект социологии – информация о современном обществе, полученная другими науками.
Предмет изучения социологии: закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
Цель: изучение социальной структуры общества и определенные тенденции его развития.
Социальные общности – это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.
Социология – это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.
Методы социологии:
а) общенаучные (сист, историч, структ-функц)
б) частно-научные (анализ биогр, контент-анализ,)
в) методы сбора информации
г) методы обработки информации
Структура соц. знания:
а)Общая социология
б)Теории среднего уровня
- Теории соц институтов (государство, семья)
- Теории соц общностей (соц-демогр, массовые, соц группы и т.д.)
- Теории соц процессов (конфликты, миграция, дивиантное поеведение)
в)Прикладные соц исследования - на получение конкретного результата
Функции социологииии:
1. Познавательная.
2. Прогностическая.
3. Управленческая.
4. Ценностно-ориентирующая человека.
5. Мировоззренческая.
6. Практическая
7. Идеологическая
Социология имеет двойной статус: опирается на методы гуманитарных наук, преполагает умозаключение и в тоже время опирается на строгие математические модели.
Социология использует категории философии, методы истории, антропологии, статистики. Данными социологов пользуются юристы, политологи, психологи, экономисты.
В отличии от философии, социология опирается на конкретные данные, в отличии от истории социологию интересуют социальные закономерности. В отличии от политологии социология не претендует на анализ власти.
- экономическая социология (труда рынка)
- социальная социология(миграц)
- полит социология(права, власти)
- духовная социология (образования религии)
Предпоссылки возникновения социологии
а) Итоги развития общественных наук. (Платон, Аристотель, Гоббс, Локс, Руссо)
б) Естественно-научные. (теория эвол, открытие клет развития)
в) Социальные. (социальные потрясения в Европе и т.д.)
О. Конт, выделил социологию как самостоятельную науку, изучающую простейшие связи в обществе. Он считал, что социология должна быть позитивной (изучать только факты).
Основные метолы исследования – наблюдение и эксперимент, любое общество может находиться в состоянии социальной статики (благополучное состояние) или в состоянии социальной динамики.
Развитие западной социологии
1) Классический тип научности (Конт, Спенсер, Дюркгейм).
- Нет специальных социальных законов;
- социология должна быть "позитивной";
- методы должны быть точными;
- социология должна быть объективной
2) Неклассический тип научности (Зиммель, Вебер)
Социология - пограничная наука между естественными и гуманитарными; предмет - индивид;
Биологическая социальная школа - Спенсер
Общество - организм - социальный дарвинизм
Рассово-антропол школа - Жозеф Артур де Гобино (арийцы)
Психологическая школа - Дюркгейм, Тард, Лебон, Фрейд
Объясняют всё психологией человека
Социально географическая школа - Бокль
Все зависит от географии и геополитики.
Бихевиоризм - причина общественных процессов в человеке (тонатос и эрос)
Понимающая соц - Веббер - наука об идеальных типах, концепция социального действия
Развитие социальной мысли в России
Первая стадия - возникновение "новой науки"- позитивизм: Анархизм (Бакунин, Кропоткин), геогр (Шапов, Мечников), Психологизм (Лавров, Кареев), Социопсихизм (Роберти); органицистская концепция культурно-исторических типов Данилеевского.
Вторая стадия "теоретикометодологической критики" - критикуют все что до. Марксизм (Ленин, Плеханов), антипозитивизм. Историзм. (Новгородцев, Кистяковский).
Третья стадия - неопозитивизм - основан на эмпирическом исследовании и бихевиоризме (Сорокин-социальная стратификация, мобильность, культ типология)
65гг - социальное планирование
70гг - запретили социологию, разрешили "прикладную социологию".
Cтадии эволюции человека:
- теологическая (все объясняется религией)
- метафизическая - поиск причин, критика и разрушение теологической
- научная - позитивная философия - рассуждения и наблюдения
Социальная статика - позитивная наука об обществе, изучающая условия его стабильного существования, основные общественные институты. Исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономических, политических, культурных), изучает законы порядка.
социальная динамика - теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития. Изучает законы развития общества.
Основатели социологии
Дюрйкгейм
Общество первично по отношению к его людям
Социальные факты — образцы действий
Разработал четкую концепцию предмета социологии.
Социологизм = Социальный реализм
концепция солидарности (механически все одинаковые, нельзя высказывать мнение - племена; органическое - разделение по специализациям, можно высказывать)
Аномия - ощущение отсутствия норм - в период социальных переворотов
Дюрйкгейм основатель французкой социальной школы.
Сорокин
стратификация
мобильность
концепция культурной типологии
бихевиорист
теория конвергенции (слияние двух социальных систем в одну)
Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок-метод получения социальной информации путем проведения опроса экспертов. Применительно там, где необходимо квалифицированное суждение об исследуемой проблеме.
Эксперт-специалист в определенной сфере знаний и деятельности.
Функции метода экспертных оценок
- прогноз тенденций развития различных явлений и процессов,
- оценка степени достоверности получаемой информации,
- аттестация кадров по уровню их социально-проффесиональной активности.
а)отбор. Опр список и "сужается". Центр фактор-компетентность, обычно определяется самооценкой.
Метод дельфы-итерационная процедура, позволяющая подвергнуть мнение эксперта критическому анализу со соторону всех остальных.
Итеративность-повторяющееся действие.
В нем отсутствует необходимость математических расчетов, снижается вероятность ошибок, связанная с обработкой числовых данных, снижается время на проведение исследования.
а) Руководитель индивид ставит задачу перед экспертами и получает их оценки
б) Оценки экспертов располагаются в порядке возраста
в) На шкалу наносятся квантили
г) Каждому члену сообщаются полученные данные и предлагается пересмотреть оценку
д) Повтор до стабилизации
Апроиорное ранжирование - расстановки приоритетов, основанные на экспертной оценке.
Преимущества: простота, небольшой объем работ,универсальность и оперативность.
Недостатки: субъективность
а)составляется перечень факторов, требующих их оценки по степени важности для конкретного предприятия
б)составляется анкета, в которой приводится перечень этих факторов. Проверяется компетенция.
в) Проводится инструктаж
г) Проводится индивидуальная оценка, после чего все расставляется в порядке убывания
д) обработка результатов
Методы измерения соц установки и проективные методы
Исследование взаимоотношений различных групп общества, а также отношений между ними и соц институтами.
Социальная установка-общая ориентация человека на определенный соц объект, предшествующий действию и выражающий предрасположение действовать определенным образом.
Школа соц дистанции -каждая оценка автоматически включает в себя все последующие и исключает предыдущие.
Боградус-необходимо измерять не только количественно, но и качественно.
Дихотонические-деление целого на двое.
Шкалограммный анализ - для изучения соц установки. Позволяет работать с большим количеством суждений.
Проективные методы-методы, при помощи которых индивиидумы проявляют свои черты личности через "проекцию" в ответ на определенные стимулы. (например, метод неоконченных предложений)
Обоснование-нравственные предписания, заданные культурой стереотипы, образцы целей, мотивов
Тест двдцати Я (К1-К4)
Метод "фокус-групп"-качественный метод сбора соц информации в однородных группах, имеющих фокус, с участием ведущего и основанный на принципах дискуссии.
Жак Кетле - придумал 4 правила составления статистических программ (нужно ставить релевантные вопросы, на которые можно получить ответ, вопросы не должны вызывать опасений, должны быть четко и ясно сформулированы, нужен взаимный контроль)
Ле Пле - разработал типологию семей - патриархат, коренная и нестабильная. Придумал монографический метод изучения. Придавал значение географии и религии.
Соц иследование-совокупность сознательных усилий исследователя, включающих в себя отбор, поиск, разработку методов и процедур анализа информации, отведенной исследуемой цели. Изучает динамику связей, причин и мотивов развития соц явлений.
Виды соц. исследований:
- а)разведывательные(пилот), описательные (определяют структуру изучаемого явления), аналитические (нахождение причин возникновения соц явлений)
- б)монографические (анализ отдельных элементов из группы), сложные, выборочные
- в)разовые и повторные исследования
- г)полевые и лабораторные
Методология - наука о методах, исх принципах, приемах и способах эмпирического и теоретического научного исследования. - система принципов научного исследования.
Программа соц исследований -развернутый план исследования
Компоненты:
- организац-технич часть,
- методическая часть,
- методологическая часть
Проблемная ситуация-противоречие между тем, что исследователь знает и тем, что происходит на самом деле.
Объект исследования - на что направлено исследование
Предмет исследования - часть объекта, которой подлежит исследование
Цель исследования-конечный результат
Задачи исследования-поэтапное достижение цели
Гипотеза исследования-научное предположение о результате
Интерпретация исследования-уточнение понятия с целью исследования
Этапы соц исследования - определенные стадии реализации взаимосвязанных и взаимообуславливающих действий исследователя.
- а)Подготовительный этап-определяется научная и практическая значимость. Определяются темы исследования. Анализ проблемной ситуации. Разработка инструментария (анкеты,карточки наблюдения). Определяется метод обработки инфы. План исследования.
- б)Полевые работы - изучение объекта согласно принятой программы. Исследователь четко организует свою работу, определяет график работ. Завершается этап систематизацией и подготовкой информации к обработке.
- в)Обработка соц инфы. -преобр полученной информации с целью сделать её компактной, пригодной для анализа. Предварительный анализ .
- г)Анализ и оформление выводов иссл.
Виды опросов:
- нестандартизированные (форма вопросов и порядок не регам - свободное интервью),
- стандартизированные (анкеты, форм инт)
- выборочные
- сплошные
Виды интервью:
- Стандартизирвоанные интервью,
- простое интервью,
- пилотажное интервью,
- фокусирующее интервью,
- глубинное интервью
Социометрический метод-метод количественных измерений и анализа структуры взаимоотношений в малых соц группах.
Требования к социометрическому методу: малая группа с опытом вместе более 1 года, размер - 7-30 человек, однозначные критерии, проводится посторонним лицом.
Социометрический критерий-причина выбора.
Критерии:
- производственные,
- непроизводственные,
- прогностические,
- положительные,
- отрицательные,
- двойные,
- одинарные,
- взвешенные и невзвешенные,
- параметрические (ограниченное число выбора) и непараметрические,
- аутосоциометр ("кто бы вас выбрал старостой").
Методы сбора информации
Наблюдение - это фиксация явления в конкретный момент (включенное, невключенное - внешнее, формализованное, неформализованное)
Анализ документа-изучения инфы, к находится в письменном виде. (традицный, контент-анализ)
Опрос -метод получения информации путем устного или письм обращения к респонденту. (интервьюирование, анкетирование)
Анкета - это структурировано организованный набор вопросов, разбитых на блоки, логически связанных с целями исследования
Включает: титульный лист, вводную часть, основную часть, социально-демографическую часть.
Виды вопросов:
1)По содержанию
- а)о фактах сознания
- б)о фактах поведения
2)По форме
- а)открытые
- б) закрытые
- в) комбинированные
- г) таблица
- д)вопросы-тесты
3)По функциям
- а)вопрос-фильтр
- б)вопрос-ловушка
Требования к вопросам анкеты:
а)в доступной форме
б)не должно быть ожидаемого овтета
в)не должен ущемлять права респондента
г)вопросы и варианты должны соответствовать
д)количество вариантов не должно превышать лимиты памяти