Тест Психология и педагогика
Тесты для самопроверки освоения учебного материала |
||||
Тесты к разделу 1. Человек как субъект и объект познания Тест 1.1. Проведение психолого-педагогического исследования |
||||
1 |
Метод исследования |
|||
|
1 |
совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. |
||
|
2 |
наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. |
||
|
3 |
совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий. |
||
2 |
|
Какие методы используются только в психологии? |
||
|
1 |
наблюдения |
||
|
2 |
эксперименты |
||
|
3 |
проективные |
||
3 |
|
Формирующий эксперимент |
||
|
1 |
в процессе эксперимента развиваются определенные качества испытуемых. |
||
|
2 |
в процессе эксперимента изучаются лишь необходимые психологические явления. |
||
|
3 |
в процессе эксперимента устанавливаются определенные психические качества человека |
||
4 |
|
Для обработки результатов исследования используется |
||
|
1 |
тестирование |
||
|
2 |
метод математической статистики |
||
|
3 |
опросник самоотчета |
||
5 |
|
Для сбора информации используется |
||
|
1 |
контент-анализ |
||
|
2 |
наблюдение |
||
|
3 |
метод качественного анализа |
||
6 |
|
Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения |
||
|
1 |
эксперимент |
||
|
2 |
беседа |
||
|
3 |
наблюдение |
||
|
|
|
||
Тест 1.2. Психика |
||||
1 |
|
Мозг |
||
|
1 |
очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде |
||
|
2 |
центр управления жизнедеятельностью высокоразвитых животных и человека |
||
|
3 |
специальный аппарат для отражения реальности и регулирования организма в соответствии с отраженными свойствами окружающей среды |
||
2 |
Мозг |
|||
|
1 |
свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях |
||
|
2 |
субъективный образ объективного мира |
||
|
3 |
материальный носитель психики человека |
||
3 |
Психика |
|||
|
1 |
системное свойство высокоорганизованной материи (нервной системы), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности |
||
|
2 |
наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. |
||
|
3 |
субъективное избирательное отражение объективного мира |
||
4 |
Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира |
|||
|
1 |
психика |
||
|
2 |
филогенез |
||
|
3 |
психическое состояние |
||
5 |
Развитие психики в результате индивидуального развития каждого человека |
|||
|
1 |
интенциональность |
||
|
2 |
онтогенез |
||
|
3 |
рефлексия |
||
6 |
Психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности. (Имеют четкое начало, течение, ярко выраженный конец) |
|||
|
1 |
Психические процессы |
||
|
2 |
Психические свойства |
||
|
3 |
Психические образования |
||
7 |
Что не является психическим процессом? |
|||
|
1 |
Направленность |
||
|
2 |
Память |
||
|
3 |
Речь |
||
8 |
Что не является психическим свойством? |
|||
|
1 |
Способности |
||
|
2 |
Характер |
||
|
3 |
Восприятие |
||
9 |
Что не является психическим состоянием? |
|||
|
1 |
Пассивность |
||
|
2 |
Активность |
||
|
3 |
Характер |
||
10 |
Что не является психическим образованием? |
|||
|
1 |
Представления |
||
|
2 |
Знания |
||
|
3 |
Навыки |
||
11 |
Регуляция поведения и деятельности - это |
|||
|
1 |
Психическое состояние |
||
|
2 |
Критерий психического |
||
|
3 |
Основная функции психики |
||
12 |
Какое из определений сознания, более близко данному определению? Сознание-тот новый термин, который обозначает и своим содержанием описывает новое качество психики, появляющееся только у человека. Такой несомненной особенностью является обладание человека языком. |
|||
|
1 |
Дж. Уотсон: Часть процессов поведения, которая может быть вызвана или заменена словами, т.е. вербализована. |
||
|
2 |
У. Джемс: поток впечатлений |
||
|
3 |
Рене Декарт: некая самоочевидная, неоспоримая субъективная данность человеку его собственных психических переживаний, которую невозможно подвергнуть сомнению. Созерцание субъектом собственного внутреннего мира. |
||
13 |
Самосознание |
|||
|
|
особая сфера психической жизни, которую образуют неосознаваемые психические процессы, операции и состояния. |
||
|
|
это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. |
||
|
|
уровень сознания, на котором осуществляется осознание, оценка человеком своего знания, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности. |
||
14 |
На каком уровне развития самосознания возможны самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия. |
|||
|
|
Непосредственно-чувственный уровень |
||
|
|
Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень |
||
|
|
Ценностно-образный, личностный уровень |
||
15 |
На каком уровне развития самосознания проявляется самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание ауто (внутри) идентичности своего «Я». |
|||
|
|
Ценностно-образный, личностный уровень |
||
|
|
Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень |
||
|
|
Непосредственно-чувственный уровень |
||
16 |
На каком уровне развития самосознания выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации и др. |
|||
|
|
Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень |
||
|
|
Ценностно-образный, личностный уровень |
||
|
|
Целенаправленно-деятельностный уровень |
||
Тест 1.3. Психология познавательных процессов
|
||||
1 |
Ощущение |
1 |
внутренненаправленное восприятие |
|
2. |
Анализаторы: |
2 |
моторная теория Т. Рибо; теория А.А. Ухтомского; теория П.Я. Гальперина. |
|
3. |
Структура приема информации: |
3 |
целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. |
|
4. |
Восприятие |
4 |
Целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность |
|
5. |
Апперцепция |
5 |
отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств |
|
6. |
Свойства восприятия. |
6 |
раздражитель - органы чувств — нервный импульс - нервные проводящие пути - головной мозг - обработка информации - формирование ощущений — формирование целостного образа восприятия предмета - сопоставление с эталоном памяти - опознание предмета - сопоставление текущей информации и прежнего опыта — осмысленное понимание информации. |
|
7. |
Интроспекция |
7. |
непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.(в зависимости от активности личности); внешненаправленное (перцептивное) и внутренненапрвленное (интроспективное) (по характеру направленности); природное и социально обусловленное (по происхождению); непосредственное и опосредованное (по механизму регуляции); сенсорное (направленное на восприятие), интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти) и моторное (направлено на движение) (по направленности на объект). |
|
8. |
Внимание |
8. |
.зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. |
|
9. |
Психологически е теории внимания: |
9. |
рецепторы, проводящие нервные пути, корковые проекционные зоны головного мозга. |
|
10. |
Виды внимания: |
10. |
направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. |
|
11. |
Свойства внимания: |
11. |
психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. |
|
12. |
Причины устойчивости внимания: |
12. |
физическая, химическая, биохимическая, физиологическая (И.П. Павлов), информационно-кибернетическая, психологические (ассоциативная, теория деятельности) |
|
13. |
Память |
13. |
по наличию целевой установки (непроизвольная, произвольная); по степени осмысленности ( механическая и смысловая); по времени хранения информации (кратковременная, оперативная, долговременная); по сохраняемому материалу (когнитивная - сохранение знаний, эмоциональная, личностная); по модальности сохраняемых образов (словесно-логическая, образная: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая). |
|
14. |
Теории памяти: |
14. |
сосредоточенность, устойчивость. |
|
15. |
Процессы памяти: |
15. |
метод ассоциаций, метод связок, метод мест. |
|
16. |
Качества памяти: |
16. |
процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. |
|
17. |
Виды памяти |
17. |
закон осмысления, закон интереса, закон установки, закон усиления первоначального впечатления, закон контекста, закон объема знаний, закон оптимальной длины запоминаемого ряда, закон торможения, закон края, закон повторения. |
|
18. |
Законы памяти: |
18. |
индивидуальные физиологические особенности организма, психическое состояние, мотивация, внешние обстоятельства. |
|
19. |
Приемы развития памяти: |
19. |
запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. |
|
20. |
Воображение |
20. |
скорость запоминания, скорость забывания. |
|
21. |
Виды воображения |
21. |
логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. |
|
22. |
Фор/мы проявления воображения |
22. |
агглютинация (комбинация). акцентирование (заострение), гиперболизация, схематизация, типизация. |
|
23. |
Приемы и способы развития процесса воображения |
23. |
представление действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма. |
|
24. |
Различие воображения у людей по разным признакам |
24. |
форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. |
|
25. |
Функции воображения |
25. |
обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. |
|
26. |
Мышление |
26. |
.форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. |
|
27. |
Понятие |
27. |
форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражается словом или группой слов. |
|
28. |
Суждение |
28. |
по яркости образов; по степени реалистичности, новизне, оригинальности; по широте, по произвольности (высокоорганизованное и неорганизованное воображение); |
|
29. |
Умозаключение |
29. |
мечты, грезы, галлюцинации, сновидения |
|
30. |
Индукция |
30. |
Активное и пассивное воображение. Преднамеренное и непреднамеренное воображение. Воссоздающее и творческое воображение. |
|
31. |
Дедукция |
31. |
оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна; умение видеть объект под новым углом зрения; образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения), семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей |
|
32. |
Аналогия |
32. |
дискурсивное - умозаключающее, и интуитивное; |
|
33. |
Опосредование как основная операция мышления. |
33. |
логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному. |
|
34. |
Различные стороны опосредования: |
34. |
самостоятельность, инициативность, глубина, широта, быстрота, оригинальность, пытливость, критичность, торопливость. |
|
35. |
Тип мышления по степени развернутости решаемых задач |
35. |
теоретическое - концептуальное и практическое; |
|
36. |
Тип мышления по характеру решаемых задач: |
36. |
теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое (реализация желаний), продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное. |
|
37. |
Тип мышления по содержанию решаемых задач |
37. |
логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему |
|
38. |
Виды словесно-логического мышления |
38. |
раскрытие все более существенных связей и отношений |
|
39. |
Качества индивидуальног о мышления |
39. |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация или классификация. |
|
40. |
Особенности творческого мышления (Д. Гилфорд) |
40. |
предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое |
|
41. |
Препятствия на пути к творческому мышлению: |
41. |
устная, внутренняя и письменная. |
|
42. |
Язык |
42. |
выражение индивидуального своеобразия психологии человека; носитель информации, памяти и сознания; средство мышления; регулятор человеческого общения и собственного поведения; средство управления поведением других людей. |
|
43. |
Речь |
43. |
конформизм, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным; страх ошибиться, страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень тревожности; психическая и мышечная напряженность |
|
44. |
Качества речи как средства общения: |
44. |
форма общения, опосредованная языком. |
|
45. |
Функции речи: |
45. |
система условных символов. |
|
46. |
Виды речи: |
46. |
конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального |
|
Тесты к разделу 3. Человек как объект и субъект воспитания и развития
Тест 3.4. Воспитание и развитие биопсихических свойств (темперамент и характер)
|
||||
1 |
Темперамент |
|
преимущественная направленность личности на собственный внутренний мир |
|
2 |
Типы темперамента |
|
преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления. события |
|
3 |
Системы объяснения сущности темперамента: |
|
крайние варианты уравновешенного характера, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, а другие ослаблены; эмоциональная особенность индивидуального поведения |
|
4 |
Основные свойства темперамента: |
|
устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. |
|
5 |
Экстраверсия |
|
компенсация недостатков темперамента |
|
6 |
Интроверсия. |
|
индивидуально своеобразная, природообусловленная совокупность динамических проявлений психики (интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний). |
|
7 |
Свойства личности, зависящие от темперамента |
|
гуморальная (Гиппократ), конституциональная (Кречмер), влияние центральной нервной системы (И.П. Павлов). |
|
8 |
Задача самовоспитания |
|
направленность личности (потребности, интересы, склонности, цели, идеалы, отношение к окружающей среде); интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера; |
|
9 |
Индивидуальный стиль деятельности |
|
гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный |
|
10 |
Характер |
|
сензитивность, реактивность, активность, пластичность, ригидность, темп реакции |
|
11 |
Структура характера: |
|
впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность |
|
12 |
Акцентуации |
|
результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности |
|
13 |
Типы акцентуаций характера: |
|
сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик
|
|
14 |
Холерик |
14 |
Носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью. |
|
15 |
Флегматик |
15 |
Носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющихся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, недостаточной инициативности. |
|
16 |
Меланхолик |
16 |
Носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, который проявляется в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении |
|
17 |
Сангвиник |
17 |
Носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений |
|
Тест 3.5. Воспитание и развитие психических процессов
|
||||
1 |
Чувства и эмоции |
1 |
состояние гармонии |
|
|
|
|
|
|
2 |
Эмоции |
2 |
сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия |
|
3 |
Чувство |
3 |
сигнальная, регулятивная, отражательная, побудительная, подкрепляющая, переключательная, приспособительная |
|
4 |
Виды эмоциональных состояний |
4 |
постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает или делает, к объекту своих потребностей |
|
5 |
Функции эмоций |
5 |
переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к самому себе, к другим людям |
|
6 |
задача самовоспитания |
6 |
форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию для достижения цели |
|
7 |
Воля |
7 |
управление эмоциями |
|
8 |
Функции воли |
8 |
как непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей |
|
9 |
Волевое усилие |
9 |
настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс, фрустрация |
|
10 |
Счастье |
10 |
выбор мотивов и целей, регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организация психических процессов в систему, адекватную деятельности, мобилизация физических и психических возможностей при достижении цели в ситуации преодоления препятствий |