Главная » Контрольные

Психология и педагогика «Самоисследование личности»

Оглавление 

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Когнитивно – познавательная сфера личности 
1.2 Эмоционально – волевая сфера личности 
1.3 Потребностно – мотивационная сфера личности 
1.4 Межличностно – социальная сфера личности 
Глава 2. Практическая часть 
2.1. Когнитивно-позновательная сфера личности 
2.2. Эмоционально-волевая сфера личности 
2.3. Потребностно-мотивационная сфера личности 
2.4. Межличностно-социальная сфера личности 
Заключение 
Библиографический список 

Введение 

Человек, не имеющий понятия относительно своего характера, а так же того, на что он способен, подобен слепому котенку, который ничего не знает о мире и о том, как нужно себя вести, именно поэтому проекты подобного рода весьма актуальны. В связи с чем, появляется объективная необходимость изучения собственной личности для познания окружающего мира. Посредством данного проекта мы получим данных объективно характеризующие характер объекта исследования, его возможности, и, возможно, даже выявим скрытые способности.

Темой проекта является самоисследование личности.

Его целью можно обозначить разработку условий дальнейшего саморазвития.

Объект исследования – процесс саморазвития личности.

Предмет исследования – условия саморазвития личности в процессе учебы и быта.

Гипотеза – мы предположили, что саморазвитие будет успешным, при выполнении следующих условий:

  1. создание специальных, комфортных условий;
  2. составление специального плана.

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

  1. изучить теоретический материал;
  2. выполнить тесты, из которых можно сделать определенные выводы

Методологической и теоретической основой исследования является гуманитарное направление в образовании и воспитании человека. В процессе работы использовались труды ученых в области психологии, педагогики: Реан А.А., Бандура А., Эриксон Э. Исследование проводилось методами: теоретического уровня – анализ литературы по проблеме исследования и эмпирического уровня. В эмпирический уровень вошло наблюдение:

  1. по характеру объекта – внутреннее;
  2. по характеру контакта – непосредственное;
  3. по упорядоченности времени – выборочное;
  4. по информированности участников – открытое;
  5. по характеру взаимодействия с объектом – включенное;
  6. по условию получения информации – прямое

Исследование состояло из нескольких этапов:

  1. изучение и анализ литературы по теме исследования;
  2. сбор и осмысление эмпирического материала;
  3. обобщение и осмысление результатов,  формулирование выводов.


Глава 1. Теоретическая часть

1.1  Когнитивно – познавательная сфера личности 

Создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов. Элементарным познавательным психическим процессом является ощущение. Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Каждый вид ощущения представляет собой специфический субъективный образ какого-то свойства объекта, с которым организм приходит в соприкосновение. Предметные психические образы создаются восприятием, в процессе которого в субъективном пространстве воспроизводятся не только качественные характеристики объектов, но и форма и местоположение предмета в точном соответствии с формой и местоположением объекта. Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Воспроизведение формы и местоположения объекта является новой по сравнению с ощущением характеристикой психической деятельности.

 Психическая деятельность на уровне восприятия позволяет создавать субъективные предметные образы объектов мира, но не может обеспечить вычленения и обобщения отношений между объектами в чистом виде. Вычленение и обобщение этих отношений становится возможным на уровне мышления за счет использованием знаковых систем — языка. Знак становится той «вещью», чувственно воспринимаемым объектом, с которым более или менее однозначно связывается данный тип вычлененных отношений или системы отношений. Благодаря знаку становится возможным формирование понятий как систем отвлеченных отношений между объектами.

Мышление - активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека. Понятийное мышление беспредельно раздвигает границы человеческого познания, но в то же время вследствие искусственности зафиксированных в понятиях систем отношений оно может приводить и к заблуждениям. Осуществление познавательной психической деятельности невозможно без процессов памяти.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Также осуществление познавательной психической деятельности невозможно без внимания, воображения и интеллекта. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

1.2  Эмоционально – волевая сфера личности 

Отношение объективных свойств ситуации к потребностям, т.е. жизненный смысл ситуации, и представлен субъекту в переживаемых им эмоциях. Эмоции – непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции имеют двойственную природу — в них сливаются вместе их субъективное качество (страх, радость, горе и т.д.) и переживание телесных изменений, сопровождающих любые эмоции. Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Каждая из этих форм эмоций характеризуется длительностью, предметностью, интенсивностью и качеством (модальностью). Поскольку эмоции являются компонентом психики, они выполняют и основную функцию психики — функцию упреждения, предвосхищения наступления биологически или личностно значимого события. С этим связана основная — оценочная — функция эмоций.

Характер(греч. Печать, чеканка) - индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, поступках. Характер и темперамент взаимосвязаны. Темперамент влияет на форму проявления характера.

    Типы характера: (К. Юнг) психосоциотип – врожденная психическая структура, определяющая конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой. 4 психотипа:

1.      экстравертный – интравертный;

2.      рационалистический – иррационалистический;

3.      мыслительный (логик) – эмоциональный;

4.      ощущающий (сенсорный) – интуитивный.

Темперамент - (лат. Смесь, соотношение). И.П. Павлов считал, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов. Темперамент зависит от типа высшей нервной деятельности. Три свойства нервной системы: сила нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, подвижность нервных процессов.

1.3  Потребностно – мотивационная сфера личности 

Личность — это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» — его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Социальное начало в человеке не оторвано от биологического. Индивидное начало включено в личность и проявляется в личностном.

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Личность — это не только социальный индивид, но это и активный субъект социального развития, и что не менее важно, активный субъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении социального опыта индивидом, но необходимо обязательно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся такие науки, как педагогика, психология, социология, криминология и др. Проблема социальной зрелости личности является центральной для такой относительно новой области человекознания, как акмеология. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.

Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии: от витальных, биологических до высших социальных.

В рамках теории известного психолога А. Маслоу выделяется пять базовых потребностей: физиологические, потребность в безопасности, в общении, уважении и признании, самоактуализации. Между этими потребностями устанавливается достаточно четкая иерархия. Кроме того, в этой теории выделяются еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности также относятся к базовым, фундаментальным. Однако статус этих потребностей описывается не столь определенно.

Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный—слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (социальный престиж, зарплата и т.д.), то говорят о внешних мотивах.

Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.

1.4  Межличностно – социальная сфера личности 

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно – оценочного характера.

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения является по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение — это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Структуру общения образуют когнитивно–информационный, регуляционно–поведенческий, аффективно–эмпатийный, социально–перцептивный компоненты. Когнитивно – информационный компонент связан с процессом передачи и приема информации, осуществляемым прямым образом вербальными и знаковыми средствами. Регуляционно-поведенческий компонент характеризует общение с позиций особенностей поведения субъектов, с позиций взаимной регуляции поведения и действий партнеров. Аффективно-эмпатийный компонент описывает общение как процесс обмена на эмоциональном уровне, а также как регуляцию эмоциональных состояний партнеров. Социально-перцептивный компонент связан с процессами восприятия, понимания и познания субъектами друг друга в процессе общения.

Глава 2. Практическая часть 

2.1. Когнитивно-позновательная сфера личности 

Предмет исследования

Инструментарий

Я – настоящее

Я идеал

 

 

 

 

 

1

Память

«Хорошая ли у вас память?»

Объект исследования смог запомнить и записать 16 цифр из 20 после однократного прочтения. Механическая слуховая память немного хуже -13 цифр.

Улучшение и развитие состояния слуховой памяти

2

Внимание

Тест «Мюнстерберга»

В результате данного теста было выявлено, что объект исследования за 2 минуты смог подчеркнуть 22 слова. Что свидетельствует о высокой степени избирательности внимания и помехоустойчивости.

Все устраивает

3

Тип мышления

«Тип мышления»

Данный тест выявил, что у объекта исследования преобладают Абстрактно-символическое и Словесно-логическое, а так же Предметно-действенный 

Развитие креативности

4

Интеллект

«Гениальность»

Объект исследования правильно решил 18 задач

Нужно развивать и дальше способности и стремиться к идеалу.

5

Восприятие

«Тип восприятия»

Кинестетик

Все устраивает

6

Воображение

Тест на способность к воображению

Случаются отдельные вспышки интуиции.

Все устраивает

7

Ощущения

«Ваши потребности в ощущениях»

Высокая степень потребностей в ощущениях

Все устраивает

             

 

Тест «Хорошая ли у вас память?» выявил, что у объекта исследования преобладает зрительная  память над слуховой. Для общего развития личности необходимо развитие и слуховой памяти.

Тест на внимание «Мюнстерберга» показал, что результаты у объекта исследования хорошие показатели, отвечающие за внимание, поэтому на данный момент работа над улучшением внимания не обязательна.

При определении типа мышления на основании теста «Тип мышления» оказалось, что у объекта исследования развито на среднем уровне три типа мышления: предметно-действительное, словесно-логическое, наглядно-образное мышление. 1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они лучше усваивают информацию через движения. 2. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным (словесным) интеллектом. Это умение необходимо руководителям, политикам, общественным деятелям. 3. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Но четвертый тип мышления - Креативность (способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи) развит в меньшей степени, в связи с чем необходимо развитие данного качества.

         Тест «Гениальность» выявил, что у объекта исследования хорошо развитый интеллект, но останавливаться на достигнутом не следует.

По результатам теста «Тип восприятия» объект исследования обладает типом восприятие - кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: "не могу этого понять", "атмосфера в квартире невыносимая", "ее слова глубоко меня тронули", "подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь". Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Тест на способность к воображению дал результат: У объекта исследования случаются вспышки интуиции. Но фантазия находиться в зависимости от настроения.

У объекта исследования высокий уровень потребностей в ощущениях по результатам теста «Ваши потребности в ощущениях». Ему присущи предусмотрительность и осторожность в ущерб получению новых впечатлений и информации от жизни. Он предпочитаете динамичность и быстрый темп жизни.

 

2.2. Эмоционально-волевая сфера личности

 

8

Темперамент

Тест Г. Айзенка

Холерик (15;16)

Следует развивать терпение

«Художник или мыслитель»

Мыслитель

Все устраивает

Тест  «Какое  полушарие  у  вас  главное?»

Доминирует левое полушарие головного мозга

Все устраивает

9

Эмоции

«Насколько вы эмоциональны?»

Очень эмоциональны

Все устраивает

Тест на выявление преобладающих отрицательных эмоций личности

Раздражительность, вербально-словесная агрессия

Не устраивает

10

Характер

Психогеометрический тест

Круг – мифологический символ гармонии

Все устраивает

11

Акцентуация характера

Опросник Леонгарда – Шмишека

Все показатели, кроме Дистимности выражены( больше 12) Демонстративность и Экзальтированность выявлены как ведущие

Все устраивает

 

Тест Айзенка выявил, что объекту исследования соответствует темперамент холерика. Данному типу присущи: увлеченная борьба за новые дела, но сил хватает ненадолго, свойственны спады и подъемы настроения. В общении часто заметны: крикливость, вспыльчивость, нетерпеливость.

По результат теста «Художник или мыслитель» у объекта исследования был выявлен аналитический склад ума, основные черты объекта по данным теста - мягкость, осторожность. Характерные черты характера - бесконфликтность, терпимость и расчетливость, в отношениях предпочтение дистанции.

Тест на определение эмоциональности показал, что объект исследования очень эмоционален. Он легковозбудим и очень эмо­ционален. Ему необходимы ободряющее участие и доверие дру­гих. Благодаря эмоциональности объект исследования вполне может стать столь же проницательным, сколь и чув­ствительным человеком.

При определении характера, объект исследования выбрал круг. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круги - самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собствен­ную. Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом.

Тест на определение акцентуации характера «Опросник Леонгарда – Шмишека» выявил эмотивный тип. Характерными особенностями данного типа являются: чувствительность, гуманность, отзывчивость. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.

2.3. Потребностно-мотивационная сфера личности 

 

12

Направленность

Опросник В. Смекала – М. Кучера

Личностная направленность – на себя

Все устраивает

Мотивация успеха и мотивация боязни неудач

Мотивация успеха

Все устраивает

Тест «Занятость»

Деловитость(14 баллов)

Все устраивает

«Как Вы справляетесь с делами»

Уязвимые места: знание себя; постоянство поведения. Не трудно справляться со своей работой.

Анализ результатов полученных посредством данного проекта

Как  вы  относитесь  к  самому  себе?

Объект исследования относится к своему «Я» отстраненно, с недоверием

Все устраивает

 

 

Тест: Какое счастье ваше?

Счастье в достижении «Остановиться и наслаждаться»

Все устраивает

 

Диагностика направленности личности на основании теста «Опросник В. Смекала – М. Кучера»  у объекта исследования показала – направленность на себя выражена с большей силой. Личностная направленность – преобладают мотивы собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. Человек занят собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.

Результаты теста «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач» выявил мотивацию успеха, что характеризуется, в первую очередь, активностью и инициативностью. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных.

Тест «Занятость» определил деловитость объекта исследования, что является серединой между типом бездельника и работоголиком.

         При прохождении теста «Как Вы справляетесь с делами» у объекта исследования уязвимыми местами являются знание себя и постоянство поведения, что означает, что в поведении объекта исследования не замечается твердой линии поведения в различных ситуациях.

2.4. Межличностно-социальная сфера личности 

 

13

Общение

Трансактный анализ общения

Преобладает «Взрослый»

Все устраивает

Насколько вы терпимы

Способность твердо отстаивать свои убеждения

Все устраивает

Тест «Оценка способов реагирования в конфликте»

Компромисс

Все устраивает

Тест «Восприятие индивидом группы»

Прагматический тип

Все устраивает

Механизмы психологической защиты

Инфантильно-истерическое поведение

Больший контроль эмоций

 

Тест «Трансактный анализ общения показал, что на первом месте стоит «взрослый». Объект исследования может проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеет управлять своими эмоциями.

Тест «Насколько вы терпимы» установил способность у объекта исследования твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, он может и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способен иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику.

Тест «Оценка способов реагирования в конфликте» показал, что в конфликтной ситуации объект исследования предпочитает приходить к компромиссу.

Тест «Восприятие индивидом группы» показал, что объект исслежования относится ко второй «типу» восприятия индивидом группы, называемым «прагматическим». Что означает, когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь. И такое положение  дел устраивает объекта, ввиду того, что если человека окружаю более слабые люди, он и сам становится слабее, а если более сильные, то появляется стремление развивать и дальше свои способности.

В результате прохождения теста «Механизмы психологической защиты» у объекта исследования был выявлен инфантильно-истерическое поведение, как реакция на сложную психологическую ситуацию, что подразумевает:

Регрессию стремиление избе­жать тревоги путем перехода на более ранние стадии психического развития.

Замещение разрядка подавленных эмоций, которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.

Компенсацию. Бегство, уход из ситуации может быть не только реальным, но и внутренним, осуществляемым в самосознании.

Заключение 

Поставленная в ходе работы была достигнута. Выявлены основные направления, по которым необходимо дальнейшее развитие.

С помощью инструментария выявлены следующие несоответствия действительного желаемому:

  1. отсутствие креативности;
  2. преобладание отрицательных эмоций;
  3. занятость;
  4. справляемость с делами.

Найдены следующие пути решения выявленных проблем:

Для того чтобы избавиться от негатива и словесно-вербальной агрессии необходимо:

 1. Любящая Доброта. В уме не может одновременно иметься и доброта и раздражение, поскольку это как плюс и минус - антиподы. Вот почему развитие доброты в принципе снижает общее раздражительное состояние.

 2. Терпение.

 3. Игнорирование раздражения.

 4. Рассмотрение позитивных сторон человека.

5. Подавление и выплеск.

6. Применение к объекту исследования большего контроля эмоций

7. Осознание результатов данного исследования.

Библиографический список 

  1. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
cialis apotheke schweiz cialis achat canada wieviel kostet kamagra viagra erfahrungen frau cialis per nachnahme kaufen real viagra online canada can you get viagra in canada