Главная » Контрольные

Психология и педагогика. «Кто я? Какой я? Каким хочу быть?»

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

1.1. Когнитивно-познавательная сфера личности (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, интеллект).

1.2. Эмоционально-волевая сфера личности (эмоции, темперамент, характер, акцентуации характера).

1.3. Потребностно-мотивационная сфера личности (направленность).

1.4. Межличностно-социальная сфера личности (общение).

2. Практическая часть

2.1. Описание процесса самоисследования когнитивно-познавательной сферы личности (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, интеллект).

2.2. Описание процесса самоисследования эмоционально-волевой сферы личности (эмоции, темперамент, характер, акцентуации характера).

2.3. Описание процесса самоисследования потребностно-мотивационной сферы личности(направленность).

2.4. Описание процесса самоисследования межличностно-социальной сферы личности(общение).

Заключение

Библиографический список

 Приложение (тесты, с помощью которых проводилось исследование)

Введение

Как говорится: «Кто не изучил человека в самом себе, тот никогда не достигнет глубокого знания людей». Этот проект самоисследования поможет мне побольше узнать о себе, о моём характере, о моих возможностях, может быть даже выявятся скрытые способности.

Темой проекта является самоисследование личности.

Целью данного проекта является разработка условий дальнейшего саморазвития.

Объект исследования – процесс саморазвития личности.

Предмет исследования – условия саморазвития личности в процессе учебы.

Гипотеза – мы предположили, что саморазвитие будет успешным, если:

1)                       создадутся специальные, комфортные условия;

2)                       будет составлен специальный план

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1)                       изучить теоретический материал;

2)                       выполнить тесты, из которых можно сделать определенные выводы

Методологической и теоретической основой исследования является гуманитарное направление в образовании и воспитании человека. В процессе работы использовались труды ученых в области психологии, педагогики: Реан А.А., Бандура А., Эриксон Э. Исследование проводилось методами: теоретического уровня – анализ литературы по проблеме исследования и эмпирического уровня. В эмпирический уровень вошло наблюдение:

1)                 по характеру объекта – внутреннее;

2)                 по характеру контакта – непосредственное;

3)                 по упорядоченности времени – выборочное;

4)                 по информированности участников – открытое;

5)                 по характеру взаимодействия с объектом – включенное;

6)                 по условию получения информации – прямое

Исследование состояло из нескольких этапов:

1)                 изучение и анализ литературы по теме исследования;

2)                 сбор и осмысление эмпирического материала;

3)                 обобщение и осмысление результатов,  формулирование выводов.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Когнитивно – познавательная сфера личности

Создание психических образов окружающей среды осуще­ствляется посредством познавательных психических процессов. Элементарным познавательным психическим процессом является ощущение. Ощущение — это простейший психиче­ский процесс, состо­ящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредствен­ном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Каждый вид ощу­щения представляет собой специфический субъективный образ какого-то свой­ства объекта, с которым организм приходит в соприкосновение. Предметные психические образы создаются восприятием, в процессе которого в субъектив­ном пространстве воспроизводятся не только качественные характеристики объектов, но и форма и местоположение предмета в точном соответствии с фор­мой и местоположением объекта. Восприятиецелостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Воспроизведение формы и местоположения объекта является новой по сравнению с ощущением характеристикой психичес­кой деятельности. Психическая деятельность на уровне восприятия позволяет создавать субъективные предметные образы объектов мира, но не может обеспе­чить вычленения и обобщения отношений между объектами в чистом виде. Вычленение и обобщение этих отношений становится возможным на уровне мышления за счет использованием знаковых систем — языка. Знак становится той «вещью», чувственно воспринимаемым объектом, с которым более или ме­нее однозначно связывается данный тип вычлененных отношений или системы отношений. Благодаря знаку становится возможным формирование понятий как систем отвлеченных отношений между объектами.

Мышление - активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека. Понятийное мышление беспредельно раздвигает границы человеческого познания, но в то же время вследствие искусственности зафиксированных в понятиях систем отношений оно может приводить и к заблуждениям. Осуществление познавательной психи­ческой деятельности невозможно без процессов памяти. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное испольвание в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Также осуществление познавательной психической деятельности невозможно без внимания, воображения и интеллекта. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

 

1.2 Эмоционально – волевая сфера личности

Отношение объективных свойств си­туации к потребностям, т.е. жизненный смысл ситуации, и представлен субъекту в переживаемых им эмоциях. Эмоции – непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции имеют двойственную природу — в них сливаются вместе их субъективное качество (страх, радость, горе и т.д.) и переживание телесных изменений, сопровождающих любые эмоции. Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмо­циональные отношения (чувства). Каждая из этих форм эмоций характеризует­ся длительностью, предметностью, интенсивностью и качеством (модальностью). Поскольку эмоции являются компонентом психики, они выполняют и основную функцию психики — функцию упреждения, предвосхищения насту­пления биологически или личностно значимого события. С этим связана основ­ная — оценочная — функция эмоций.

Характер (греч. Печать, чеканка) - индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, поступках. Характер и темперамент взаимосвязаны. Темперамент влияет на форму проявления характера.

    Типы характера: (К. Юнг) психосоциотип – врожденная психическая структура, определяющая конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой. 4 психотипа:

  1. экстравертный – интравертный;
  2. рационалистический – иррационалистический;
  3. мыслительный (логик) – эмоциональный;
  4. ощущающий (сенсорный) – интуитивный.

Темперамент - (лат. Смесь, соотношение). И.П. Павлов считал, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов. Темперамент зависит от типа высшей нервной деятельности. Три свойства нервной системы: сила нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, подвижность нервных процессов.

1.3 Потребностно – мотивационная сфера личности

Личность — это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно ска­зать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» — его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидное начало включено в личность и проявляется в личностном.

Социализация — это процесс и результат усвое­ния и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельно­стью людей.

Лич­ность — это не только социальный индивид, но это и активный субъект социаль­ного развития, и что не менее важно, активный субъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении социального опы­та индивидом, но необходимо обязательно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные на­уки. К ним относятся такие науки, как педагогика, психология, социология, кри­минология и др. Проблема социальной зрелости личности является централь­ной для такой относительно новой области человекознания, как акмеология. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и ре­зультат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.

Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение лич­ности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установ­ки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности лично­сти во всем их многообразии: от витальных, биологических до высших соци­альных.

В рамках теории известного психолога А. Маслоу выделяется пять базовых потребностей: физиологические, потребность в безопасности, в общении, уваже­нии и признании, самоактуализации. Между этими потребностями устанавли­вается достаточно четкая иерархия. Кроме того, в этой теории выделяются еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические по­требности. Эти две потребности также относятся к базовым, фундаментальным. Однако статус этих потребностей описывается не столь определенно.

Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный—слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (социальный пре­стиж, зарплата и т.д.), то говорят о внешних мотивах.

Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, дости­жения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние по­ложительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Высокая позитивная мо­тивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно вы­соких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требу­емых знаний, умений и навыков.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей являет­ся важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в буду­щем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (со­циальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связан­ные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной дея­тельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обуслов­ливающими успешность профессионального обучения.

1.4 Межличностно – социальная сфера личности

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психоло­гии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процес­сов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения являет­ся по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение — это про­цесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром акту­альных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетво­рение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Структуру общения образуют когнитивно-информационный, регуляционно-поведенческий, аффективно-эмпатийный, социально-перцептивный компонен­ты. Когнитивно-информационный компонент связан с процессом передачи и приема информации, осуществляемым прямым образом вербальными и знако­выми средствами. Регуляционно-поведенческий компонент характеризует об­щение с позиций особенностей поведения субъектов, с позиций взаимной регу­ляции поведения и действий партнеров. Аффективно-эмпатийный компонент описывает общение как процесс обмена на эмоциональном уровне, а также как регуляцию эмоциональных состояний партнеров. Социально-перцептивный компонент связан с процессами восприятия, понимания и познания субъектами друг друга в процессе общения.

Глава 2. Практическая часть

Предмет исследования

Инструментарий

(автор, название теста)

Я – настоящее

 (Результаты теста)

Я – идеал

(что хочу изменить в себе или не хочу менять)

1.

Когнитивно-познавательная сфера личности

 

внимание

Тест «Мюнстерберга»

Из предложенных 33 слова за 2 минуты я подчеркнула 25 слов. Это говорит о том, что я не обладаю идеальным вниманием, но, как мне кажется, нормальным.

Хотелось бы улучшить результат.

 

память

В.Б.Шапарь «Хорошая ли у вас память?»

Данный тест показал, что у меня не достаточно точная зрительная память.

Ничего менять не буду.

 

мышление

«Тип мышления»

Данный тест показал, что низко развитого типа мышления у меня нет, а высоко развито словесно-логическое мышление. Все остальные типы мышления находятся на среднем уровне развития.

 

Ничего менять не буду.

 

 интеллект

«Гениальность»

Данный тест показал, что я – человек с недостаточно развитым уровнем интеллекта.

Хотелось бы повысить свой уровень интеллекта.

2.

Эмоционально-волевая сфера личности

 

эмоции

«На сколько вы эмоциональны?»

После выполнения этого теста я убедилась в том, что я – очень эмоциональная.

Хотелось бы привести свои эмоции в норму.

 

темперамент

Г.Айзенк «Темперамент»

Пройдя тест, подсчитав результаты, моя точка оказалась в секторе «меланхолический».

Хотелось бы побольше уверенности в себе.

 

характер

«Психогеометрический тест»

Моей основной формой оказался круг, затем зигзаг, треугольник, квадрат и прямоугольник.

Хотелось бы побольше уверенности, как у треугольника.

 

акцентуации характера

К.Леонгард, Г.Шмишек «Опросник Леонгарда-Шмишека»

После прохождения данного теста я определила, что наиболее выраженными у меня являются возбудимость и циклометричность.

 

Ничего не хочу менять.

3.

Потребностно-мотивационная сфера личности

 

направленность

В.Смекала, М.Кучера «Диагностика направленности личности»

После прохождения теста, я определила свою направленность – на задачу, то есть деловая направленность.

Ничего не хочу менять.

4.

Межличностно-социальная сфера личности

 

общение

«Трансактный анализ мышления»

После обработки результатов тестирования, у меня получилась формула 2,1,3. это значит, что я обладаю чувством ответственности, в меру импульсивна и не склонна к назиданиям и поучениям.

 

Ничего не буду менять.

 

Я выполнила 21 тест и у меня получились следующие результаты:

1. Когнитивно-познавательная сфера личности:

Тест 1.1. В.Б. Шапарь « Хорошая ли у вас память?».

Из представленных 10 цифр я запомнила и написала в том же порядке 6. Данный тест показал, что у меня не достаточно точная зрительная память. В принципе мне этого достаточно, ничего менять не буду.

Тест 1.2. «Мюнстерберга» - внимание.

Из предложенных 33 слова за 2 минуты я подчеркнула 25 слов. Это говорит о том, что я не обладаю идеальным вниманием, но, как мне кажется, нормальным. Но всё же улучшить результат хотелось бы.

Тест 1.3. Тип мышления.

Данный тест показал, что низко развитого типа мышления у меня нет, а высоко развито словесно-логическое мышление. Все остальные типы мышления находятся на среднем уровне развития.

Тест 1.4. «Гениальность» - интеллект.

Данный тест показал, что я – человек с недостаточно развитым уровнем интеллекта. Хотелось бы его повысить.

2. Эмоционально-волевая сфера личности.

Тест 2.1. Темперамент.

Пройдя тест, подсчитав результаты, моя точка оказалась в секторе «меланхолический», а это значит, что мне в той или иной степени свойственны следующие черты: высокая чувствительность, эмоциональная ранимость, инертность, пассивность и заторможенность из-за слабого сопротивления воздействию внешних стимулов, слезливость и обидчивость, боязливость, тревожность, робость и неуверенность в себе. Мимика и движения невыразительны, поэтому по моему лицу не заметишь бурю чувств, которые я переживаю. Меня настораживает новая обстановка, новые люди, поэтому я смущаюсь, ухожу в себя, уединяюсь. Чувствительна к человеку и всему, что с ним связано, обладаю богатым ассоциативным внутренним миром. Хотелось бы побольше уверенности в себе.

Тест 2.2. Художник или мыслитель?

Пройдя данный тест, у меня получился следующий результат: ЛПЛП – это значит, что я полумыслитель, полухудожник.

Тест 2.3. «Какое полушарие у вас главное?».

После проведения теста, я узнала, что у меня доминирует левое полушарие мозга, как у большинства западных людей. Теперь, зная свои особенности, сильные стороны и ограничения я знаю как нужно воспользоваться моими особенностями.

Тест 2.4. Т.Н. Гольцова «Тип читателя».

Пройдя данный тест, я выяснила, что я – читатель аналитического типа. Я хотела бы развить в себе чувственную сферу сознания. Для этого мне нужно при чтении и анализе художественного произведения обращать внимание на то, как автор изображает чувства, настроения героев, то, как они воспринимают окружающий мир, на свои чувства и форму их выражения.

Тест 2.5. Эмоции «На сколько вы эмоциональны?».

После выполнения этого теста я убедилась в том, что я – очень эмоциональная. Хотелось бы привести свои эмоции в норму.

Тест 2.6. Характер.

Моя основная фигура – это круг, а это значит, что я: хороший слушатель, обладаю высокой чувствительностью, развитой эмпатией, счастлива тогда, когда все ладят друг с другом, проявляю твердость, если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, слаба в «политических играх», не всегда могу подать себя и свою команду должным образом. А вот с полушариями здесь не совпало. В тесте, описанном выше, у меня доминировало левое полушарие.

Тест 2.7. Опросник Леонгарда Шмишека «Акцентуации характера».

После прохождения данного теста я определила, что наиболее выраженными у меня являются возбудимость и циклометричность.

 3. Потребностно-мотивационная сфера личности.

Тест 3.1. В. Смекала, М.Кучера «Диагностика направленности личности».

После прохождения теста, я определила свою направленность – на задачу, то есть деловая направленность. Это значит, что у меня преобладают мотивы, порождаемые самой деятельностью, увлеченность, бескорыстное стремление к познанию. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы.

Тест 3.2. А.Реан «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач».

Проделав этот тест, я набрала в сумме 10 баллов, это значит, что мотивационный полюс ярко не выражен.

Тест 3.3. Занятость.

Результаты данного теста показывают, что у меня наблюдается склонность к безделью.

Тест 3.4. «Как вы справляетесь с делами».

После прохождения теста, у меня получились следующие результаты:

- знание себя – 12 б;

- широта интересов – 11 б;

- постоянство поведения – 15 б;

- внимание к другим – 11 б;

- продуктивность деятельности – 12 б.

Исходя из полученных результатов следует, что мне следует обратить внимание на знание себя, постоянство поведения и продуктивность деятельности. Я подсчитала общее количество баллов по всему тесту и набрала 61 балл, а это значит, что мне трудно справляться со своей работой.

Тест 3.5. «Как вы относитесь к самому себе?».

Подсчитав результаты теста, у меня вышло, что я отношусь к своему «Я» отстраненно, с недоверием. «Плюсы»: честно стремлюсь к искренности, не хочу себя навязывать, стараюсь прислушиваться к другим, понимать и уважать их. Способна противостоять лицемерным и фальшивым проявлениям самоуважения, к которым нас наталкивает общество: обладать, доминировать, быть всегда правым. Осознаю, что чаще всего это ложные цели, пустые и бесполезные, призванные оправдать человека в собственных глазах и сделать его бесчувственным к экзистенциальной тревоге. «Минусы»: аскетизм и бегство от соблазнов могут смутить окружающих и меня сочтут равнодушной. Не нужно забывать, что каждому человеку жизненно необходимо хоть немного уважения к себе.

Тест 3.6. Д.Леонтьев «Какое счастье ваше?».

По данному тесту я набрала 25 баллов, а это значит, что моё счастье в мастерстве, то есть включиться в процесс и все довести до конца: я полностью поглощена избранной деятельностью, погружена в нее. Счастье возникает из испытываемого мною приятного чувства, что у меня все под контролем.

  1. Межличностно-социальная сфера личности. Общение.

    Тест 4.1. Трансактный анализ общения.

После обработки результатов тестирования, у меня получилась формула 2,1,3. это значит, что я обладаю чувством ответственности, в меру импульсивна и не склонна к назиданиям и поучениям.

Тест 4.2. «Насколько вы терпимы?».

После прохождения данного теста у меня получился следующий результат: твердость моих убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью моего ума. Я могу принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если я их не разделяю. Я достаточно критично отношусь к собственному мнению и способна с уважением  и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Тест 4.3. К.Н. Томас «оценка способов реагирования в конфликте».

После обработки результатов данного теста, у меня получилось следующее: сотрудничество и компромисс - по 9 баллов, приспособление – 7 баллов, избежание – 4 балла и соперничество – 1 балл.

Тест 4.4. «Восприятие индивидом группы».

Данный тест показал, что у меня тип восприятия группы – прагматический, то есть это когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.

Заключение

Проведя тестирование, я, во-первых, достигла поставленных мною задач и целей, во-вторых, сделала определенные выводы для себя и к сожалению мне есть над чем работать. Из практической части следует, что мне нужно повысить уровень интеллекта, уверенности в себе, развить чувственную сферу сознания, привести эмоции в норму, склонность к работе, обратить внимание на знание себя, постоянство поведения, продуктивность деятельности, стараться не воспринимать свою позицию ( и другим не позволять), как направленную исключительно «против»; почаще уделять внимание многочисленным «за»: простоте, искренности, спокойствию.

В заключение хотелось бы сказать, что исследование дало мне пищу для размышления, и я буду стараться исправить свои недостатки, хотя полностью мне это сделать не удастся, так как не существует идеальных людей.

Список используемой литературы:

  1. А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум, Психология и педагогика, - СПб., 2007
  2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика, - М., 1998
  3. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. – СПб., 2000
  4. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х. Ремшмидта. – М., 2000
viagra forum schweiz günstig kamagra oral jelly kaufen cialis online canada pharmacy
viagra forum schweiz günstig kamagra oral jelly kaufen cialis online canada pharmacy