Главная » Статьи

Сравнительный анализ взглядов социологов

Предмет социологии

Определение понятия общество

Факторы, лежащие в основе развития общества

Классы

Социальные институты

Огюст Конт

Позитивная социология:

1) «точная, естественная наука»;

2) отличается реализмом;

3) полезная;

4) обладает определенностью;

5) положительная. Позитивизм Конта представляет синтез эмпирического исследования и его теоретического обобщения.

Подразделил социологию (социальную физику) на «социальную статику» и «социальную динамику».

 

«Социальная динамика» раскрывает законы и этапы изменения общества.

Под обществом Конт подразумевал все человечество или его часть, связанную консенсусом. Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья.

Первичные факторы: духовное и умственное развитие человека. Вторичные факторы: климат, раса, продолжительность жизни.

Основной закон общественного прогресса (закон трех стадий):

1) теологическая (фетишизм, политеизм и монотеизм);

2) метафизическая (разрушение старых верований);

3) позитивная (распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни).

Утверждает естественный, вечный и неустранимый характер социальной иерархии. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской функций. Две наиболее общие категории: патрициат и пролетариат. Патрициат делится на банкиров и предпринимателей (промышленных и сельскохозяйственных).

К основным институтам общества Конт относил семью, государство и религию, которые обеспечивают социальную интеграцию.

Семья – основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.

Конт особое место придает религии и морали.

Герберт Спенсер

Социология – ценностно-нейтральная наука.

«Социология должна описать и объяснить возникновение и развитие политической организации, эволюцию церковных учреждений и отправлений…

Рассмотрев развитие этих элементов, мы должны перейти к вопросу о развитии языка, знания, нравственности и эстетики. Наконец мы должны рассмотреть взаимную зависимость строений, отправлений и продуктов, взятых во всей их совокупности».

Сравнивал общества с биологическими организмами.

Общество сводится к сумме составляющих его индивидов (социальный номинализм).

«Общественный рост совершается путем слияний и вторичных слияний».

Общества развиваются от простого состояния (все части взаимозаменяемы) к сложному обществу с совершенно несхожими между собой элементами. Такое развитие эволюционно по характеру и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов – дифференциации и интеграции.

Физико-нравственная конституция индивида – основной двигатель эволюции.

Спенсер первым употребил в социологии понятия структуры и функции. Изменения общества (например, в экономике) приводят к изменению его социальной структуры, возникновению новых классов.

Способствовал распространению термина «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности.

Сравнивал отдельные части общества (государство, церковь, образование и т.д.) с частями организма. Несут пользу целому и выполняют важные функции.

 

Эмиль Дюркгейм

Социология – структурирующая наука; автономная и отдельная наука о социальных явлениях. Ее основная задача – изучение социальных фактов (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования).

Социальный факт – «всякий способ действий, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, не зависимое от его индивидуальных проявлений».

Общество по своей природе основано на консенсусе. Он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности.

Общество – система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную особыми свойствами.

Развитие человеческого общества проходит две фазы:

1) механической солидарности (общество стремится полностью подчинить себе индивида);

2) органической солидарности (каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен).

Разделение труда – источник цивилизации.

Социальная морфология исследует «субстрат» общества, его структуру.

Важнейшие социальные факты – социальные институты.

Придает значение верованиям и образцам поведения, которые, способны породить единство целого (коллективное сознание).

Уделяет внимание происхождению образовательных систем, изучению социологии религии.

Карл Маркс

Диалектико-материалистическая социология позволяет анализировать общество, его структуры, функции в контексте динамики сознания больших социальных групп, их взаимодействия и борьбы.

Она имеет гуманистическую направленность; утверждает активный, деятельностный подход к миру, предполагающий как его познание, так и преобразование.

Общество состоит из базиса и надстройки. Базис -  диалектическое единство производительных сил (люди, занятые изготовлением товаров и оказанием услуг, обладающие квалификацией и способностью к труду, здания и помещения, где осуществляется производство, орудия труда и производства, технология и оборудование, конечная продукция и сырье) и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

Природа – фактор развития общества.

Он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.

В основе развития общества лежат материальные факторы.

Антагонизм (эксплуатация, обнищание, преступность) – непримиримое противоречие основных классов любого общества.

Смена одного типа общества другим происходит как динамический процесс – через механизм классовой борьбы.

Критерии класса: осознание единства, ощущение отличных интересов от интересов других групп, наличие воли к совместным действиям.

Выделяет три класса: рабочих, капиталистов, земельных собственников.

Выделяет эксплуатацию как социальный институт.

Рассматривает экономические, политические институты.

 

Макс Вебер

Социология Вебера относится к интерпретивным парадигмам.

Социология – наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. Социология обретает характер «понимающей» социальной науки, поскольку ориентирована на интерпретацию социальных действий людей, которые надсубъективны, общезначимы в рамках определенной исторической эпохи.

 «Общество» - собирательное понятие.

Общество состоит из определенных структур (производное от социальных действий индивидов).

Превыше всего ставил индивида. Только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

Причиной развития общества называл культурные ценности.

Классы – социальные группы, которые имеют свои экономические интересы и жизненные шансы, соответствующие социально-экономическому положению и определенным взглядам на окружающий мир.

1) Буржуазия (класс собственников капитала); 2) Профессионалы (Класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров); 3) Мелкая буржуазия (класс мелких предпринимателей и торговцев); 4) Рабочий класс.

Государство, семья, армия и другие социальные структуры не являются субъектами социального действия.

Управленческие структуры общества можно представить как институты, которые формируют, контролируют социальные действия людей.

Питирим Сорокин

«Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия – с другой».

Социология изучает ритмы, циклы, темпы и периодичность. Уделяется больше внимания социокультурным переменным как факторам социокультурного изменения; имманентным (внутренним) силам каждой данной социокультурной системы в ее жизнедеятельности.

 

Мир – социальная вселенная, заполненная социальными связями и отношениями людей. Они образуют систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека.

Предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, так и с учетом субъективного фактора.

Нравственно-религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности.

Социальная стратификация – это дифференциация определенной совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге, что выражается в неравномерном распределении прав и привилегий, ценностей, власти и влияния.

Основные формы – экономическая, политическая, профессиональная.

Социальная мобильность – переход индивида из одной социальной позиции в другую (горизонтальная и вертикальная).

Изучал политические, экономические и религиозные институты.

 

Центром мировой социологии на первом этапе (конец XIX - начало XX вв.) являются Франция, Германия, Англия. Если европейские социологи были философами, то американские – проповедниками и священниками.

Изучение истории социологии приводит к выводу о том, что социологическая мысль направлена на поиск ответов на два фундаментальных вопроса:

1) что представляет собой общество: как оно устроено, что делает устойчивым или дезорганизует его, по каким законам оно развивается?

2) каковы отношения между людьми, составляющими это общество, как они взаимодействуют между собой в малых и больших социальных группах?

Представители структурно-функциональной и диалектико-материалистической парадигм смысл своей деятельности видят в выявлении закономерных связей функционирования общественных структур; социологи интерпретивных парадигм – в изучении способов, с помощью которых люди познают и конструируют реальность в том или ином обществе. Теория П. Сорокина – принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество, суть которого сам автор характеризовал как интегрализм.

Теоретическое наследие рассмотренных социологов значимо в современном мире, оно помогает глубже понять реалии в России и других странах.

 

 

buy viagra canada pharmacy levitra orodispersible preise where to purchase cialis in canada