Сравнительный анализ взглядов социологов
Предмет социологии |
Определение понятия общество |
Факторы, лежащие в основе развития общества |
Классы |
Социальные институты |
Огюст Конт |
||||
Позитивная социология: 1) «точная, естественная наука»; 2) отличается реализмом; 3) полезная; 4) обладает определенностью; 5) положительная. Позитивизм Конта представляет синтез эмпирического исследования и его теоретического обобщения. Подразделил социологию (социальную физику) на «социальную статику» и «социальную динамику».
|
«Социальная динамика» раскрывает законы и этапы изменения общества. Под обществом Конт подразумевал все человечество или его часть, связанную консенсусом. Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья. |
Первичные факторы: духовное и умственное развитие человека. Вторичные факторы: климат, раса, продолжительность жизни. Основной закон общественного прогресса (закон трех стадий): 1) теологическая (фетишизм, политеизм и монотеизм); 2) метафизическая (разрушение старых верований); 3) позитивная (распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни). |
Утверждает естественный, вечный и неустранимый характер социальной иерархии. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской функций. Две наиболее общие категории: патрициат и пролетариат. Патрициат делится на банкиров и предпринимателей (промышленных и сельскохозяйственных). |
К основным институтам общества Конт относил семью, государство и религию, которые обеспечивают социальную интеграцию. Семья – основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество. Конт особое место придает религии и морали. |
Герберт Спенсер |
||||
Социология – ценностно-нейтральная наука. «Социология должна описать и объяснить возникновение и развитие политической организации, эволюцию церковных учреждений и отправлений… Рассмотрев развитие этих элементов, мы должны перейти к вопросу о развитии языка, знания, нравственности и эстетики. Наконец мы должны рассмотреть взаимную зависимость строений, отправлений и продуктов, взятых во всей их совокупности». |
Сравнивал общества с биологическими организмами. Общество сводится к сумме составляющих его индивидов (социальный номинализм). |
«Общественный рост совершается путем слияний и вторичных слияний». Общества развиваются от простого состояния (все части взаимозаменяемы) к сложному обществу с совершенно несхожими между собой элементами. Такое развитие эволюционно по характеру и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов – дифференциации и интеграции. Физико-нравственная конституция индивида – основной двигатель эволюции. |
Спенсер первым употребил в социологии понятия структуры и функции. Изменения общества (например, в экономике) приводят к изменению его социальной структуры, возникновению новых классов. |
Способствовал распространению термина «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Сравнивал отдельные части общества (государство, церковь, образование и т.д.) с частями организма. Несут пользу целому и выполняют важные функции.
|
Эмиль Дюркгейм |
||||
Социология – структурирующая наука; автономная и отдельная наука о социальных явлениях. Ее основная задача – изучение социальных фактов (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования). Социальный факт – «всякий способ действий, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, не зависимое от его индивидуальных проявлений». |
Общество по своей природе основано на консенсусе. Он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности. Общество – система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную особыми свойствами. |
Развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (общество стремится полностью подчинить себе индивида); 2) органической солидарности (каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен). Разделение труда – источник цивилизации. |
Социальная морфология исследует «субстрат» общества, его структуру. |
Важнейшие социальные факты – социальные институты. Придает значение верованиям и образцам поведения, которые, способны породить единство целого (коллективное сознание). Уделяет внимание происхождению образовательных систем, изучению социологии религии. |
Карл Маркс |
||||
Диалектико-материалистическая социология позволяет анализировать общество, его структуры, функции в контексте динамики сознания больших социальных групп, их взаимодействия и борьбы. Она имеет гуманистическую направленность; утверждает активный, деятельностный подход к миру, предполагающий как его познание, так и преобразование. |
Общество состоит из базиса и надстройки. Базис - диалектическое единство производительных сил (люди, занятые изготовлением товаров и оказанием услуг, обладающие квалификацией и способностью к труду, здания и помещения, где осуществляется производство, орудия труда и производства, технология и оборудование, конечная продукция и сырье) и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью. |
Природа – фактор развития общества. Он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории. В основе развития общества лежат материальные факторы. |
Антагонизм (эксплуатация, обнищание, преступность) – непримиримое противоречие основных классов любого общества. Смена одного типа общества другим происходит как динамический процесс – через механизм классовой борьбы. Критерии класса: осознание единства, ощущение отличных интересов от интересов других групп, наличие воли к совместным действиям. Выделяет три класса: рабочих, капиталистов, земельных собственников. |
Выделяет эксплуатацию как социальный институт. Рассматривает экономические, политические институты.
|
Макс Вебер |
||||
Социология Вебера относится к интерпретивным парадигмам. Социология – наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. Социология обретает характер «понимающей» социальной науки, поскольку ориентирована на интерпретацию социальных действий людей, которые надсубъективны, общезначимы в рамках определенной исторической эпохи. |
«Общество» - собирательное понятие. Общество состоит из определенных структур (производное от социальных действий индивидов). Превыше всего ставил индивида. Только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. |
Причиной развития общества называл культурные ценности. |
Классы – социальные группы, которые имеют свои экономические интересы и жизненные шансы, соответствующие социально-экономическому положению и определенным взглядам на окружающий мир. 1) Буржуазия (класс собственников капитала); 2) Профессионалы (Класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров); 3) Мелкая буржуазия (класс мелких предпринимателей и торговцев); 4) Рабочий класс. |
Государство, семья, армия и другие социальные структуры не являются субъектами социального действия. Управленческие структуры общества можно представить как институты, которые формируют, контролируют социальные действия людей. |
Питирим Сорокин |
||||
«Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия – с другой». Социология изучает ритмы, циклы, темпы и периодичность. Уделяется больше внимания социокультурным переменным как факторам социокультурного изменения; имманентным (внутренним) силам каждой данной социокультурной системы в ее жизнедеятельности.
|
Мир – социальная вселенная, заполненная социальными связями и отношениями людей. Они образуют систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. Предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, так и с учетом субъективного фактора. |
Нравственно-религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности. |
Социальная стратификация – это дифференциация определенной совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге, что выражается в неравномерном распределении прав и привилегий, ценностей, власти и влияния. Основные формы – экономическая, политическая, профессиональная. Социальная мобильность – переход индивида из одной социальной позиции в другую (горизонтальная и вертикальная). |
Изучал политические, экономические и религиозные институты. |
Центром мировой социологии на первом этапе (конец XIX - начало XX вв.) являются Франция, Германия, Англия. Если европейские социологи были философами, то американские – проповедниками и священниками.
Изучение истории социологии приводит к выводу о том, что социологическая мысль направлена на поиск ответов на два фундаментальных вопроса:
1) что представляет собой общество: как оно устроено, что делает устойчивым или дезорганизует его, по каким законам оно развивается?
2) каковы отношения между людьми, составляющими это общество, как они взаимодействуют между собой в малых и больших социальных группах?
Представители структурно-функциональной и диалектико-материалистической парадигм смысл своей деятельности видят в выявлении закономерных связей функционирования общественных структур; социологи интерпретивных парадигм – в изучении способов, с помощью которых люди познают и конструируют реальность в том или ином обществе. Теория П. Сорокина – принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество, суть которого сам автор характеризовал как интегрализм.
Теоретическое наследие рассмотренных социологов значимо в современном мире, оно помогает глубже понять реалии в России и других странах.