Главная » Статьи

Физическая культура в профессиональной подготовке студентов

1. «Физическая культура» как обязательный компонент высшего профессионального образования. Зачетные требования и нормативы.

Предмет «физическая культура» является обязательной дисциплиной в системе высшего профессионального образования. Посещение всех видов занятий, выполнение контрольных нормативов, упражнений, самостоятельной работы, тестирование теоретических знаний, посещение 1 раза в неделю факультативных занятий – основное требование к студентам. Если по состоянию здоровья студент освобожден на какой-то срок от практических занятий – он сдает остальные виды работ и пишет реферат по предложенной теме (смотри приложение). Студенты, отнесенные к подготовительной медицинской группе, сдают контрольные нормативы и упражнения без  учета результата (оценка: зачет – не зачет). Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе сдают контрольные упражнения и нормативы, доступные им по состоянию здоровья, в соответствии с диагнозом.

  1. Зачет выставляется каждый семестр в течение 3 курсов. Каждый семестр разбит на 3 модуля. Модуль – завершенный этап обучения, имеющий самостоятельную направленность. Аттестация проводится по каждому модулю отдельно. В случае аттестации по всем 3 модулям, зачет за семестр выставляется автоматически. Если по какому-либо модулю студент не имеет аттестации – он сдает задолженность за модуль и зачет.
  2. Лекционные занятия. На лекциях рассматриваются основные теоретические основы теории и методики физической культуры и спорта. Практические занятия включают  в себя занятия по следующим видам спорта: волейбол, баскетбол, легкая атлетика, бадминтон, футбол, аэробика, атлетическая гимнастика. Факультативные занятия проводятся по следующим видам спорта: минифутбол, аэробика, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание, настольный теннис, бадминтон, туризм, атлетическая гимнастика, шахматы. Если студент продолжает тренировочный процесс, то факультативные занятия посещать необязательно.
  3. Спортивно-массовые мероприятия: в институте работаю спортивные секции по 9 видам спорта. Сборная команда института принимает участие в городской и областной спартакиаде ВУЗов Тюмени. В 2005-06 году заняла 2 место в городской и 6 место в областной спартакиаде. Проводятся традиционные мероприятия: спартакиада 1-курсника, внутривузовская спартакиада между факультетами на кубок ректора, День здоровья, зимние и весенние выезды на туристическую базу. Информация размещается на стендах кафедры физической культуры, доводится кураторами групп и студенческим спортивным клубом. Для студентов, прошедших медицинский осмотр, 1 раз в неделю предоставляется сауна и бассейн.
  4. Студенты, активно участвующие в спортивно-массовой работой поощряются ректором.

 

Структура КЦП предполагает поэтапное (в течение трех лет обучения на уровне подготовки бакалавра) достижение генеральной цели путем реализации:

• комплекса главных целей (целей первого уровня);

• педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня);

• ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей тре­тьего уровня).

Главной целью занятий студентов первого курса является адаптация к интенсив­ной интеллектуальной деятельности средствами физической культуры. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям фи­зическими упражнениями.

2. Развитие резервных возможностей организма студентов.

3. Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятель­ных занятий в форме активного досуга.

На втором курсе обучения главной задачей является всестороннее развитие орга­низма студентов. Текущими педагогическими задачами являются:             

1. Воспитание у студентов социально значимых качеств.

2. Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм фи­зической культуры.

3. формирование углубленных знаний в области технологии физической культуры.

Для студентов третьего курса главной целью является развитие потребности в здоровом образе жизни. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности.                                         

2. Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке.

3. Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства.

Макроструктурный подход, используемый в КЦП, обеспечивает на практических занятиях всестороннее и гармоничное развитие личности студента, максимальную оздоровительную эффективность упражнений и выраженную профессионально-при­кладную направленность педагогического процесса.

Теоретический раздел программы по физической культуре реализуется в форме лекций, консультаций и индивидуальных занятий.

В практическом разделе программы традиционно реализуется стратегия диф­ференцированного подхода на трех отделениях: на основном учебном, специаль­ном медицинском и отделении спортивного совершенствования.

Для программы физической подготовки студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению, характер используемых средств, определение объема и интенсивности физических нагрузок осуществля­ется по результатам медико-биологической диагностики характера заболевания и экспертной оценки текущего состояния здоровья занимающихся. В реабилитационно-оздоровительной программе физической подготовки студентов, имеющих от­клонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы использу­ются базовые варианты комплексов общеразвивающих физических упражнений, допускается дифференцированное использование упражнений аэробной направ­ленности, дыхательных упражнений.

Для группы студентов с заболеваниями органов пищеварения, нарушением об­мена веществ и зрения приоритетной будет целенаправленная работа по форми­рованию разностороннего двигательного потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия. В группе студентов с отклонениями в работе опор­но-двигательного аппарата используются общеразвивающие физические упраж­нения локального и регионального воздействия, а также средства профессиональ­но-прикладной физической подготовки.

Практический раздел программы основного учебного отделения строится с уче­том повышения интереса студентов к спорту и предполагает приложение передо­вых спортивных технологий в практику физического воспитания. Спортивная на­правленность физического воспитания обеспечивает решение задач по формированию разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими совре­менной техники двигательных действий, развитие механизмов биоэнергообеспе­чения, формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности и обязательное участие в серии соревнований на первенство учебных групп, отделе­ния, факультета, университета, города, республики.

Важное место в разделе занимает профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

В основе стратегии дифференцированного определения меры индивидуально допустимых физических нагрузок по объёму и интенсивности на трех учебных отде­лениях заложена концепция гуманного отношения к здоровью студентов, что не­сомненно способствует развитию их биогенетической программы развития, обес­печивает гармонию духовного и физического совершенствования каждого студен­та. В данной схеме содержание комплекса педагогических заданий (подцелей тре­тьего уровня) выступает базовой формой целевой структуры планирования учебно-тренировочного процесса.

В КЦП предусмотрено создание каталогов учебно-тренировочных заданий, что позволяет алгоритмизировать процесс достижения педагогических целей второго и первого уровня.

Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 2 ча­сов в неделю на первом и втором курсе, на третьем году обучения. 

Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социально-значимые результаты по формированию физической готовности к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой - результат чело­веческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей.                                                                                                           

В течение всей жизни у животных и человека естественным путем развиваются одни и те же физические качества и двигательные бытовые навыки. Другими словами - идет процесс естественного, "докультурного" развития, под которым понима­ется как сам процесс изменения форм и функций человеческого организма, так и результат этих изменений. Основой его как у животных, так и у человека, является естественная потребность в движениях, которая присуща всему животному миру.

По отношению к культуре человек выступает в трех ипостасях: он ее осваивает ("потребляет" ее), является носителем культуры (в той мере, в какой он развит ду­ховно и физически) и создаёт новые ценности культуры. Это в полной мере отно­сится к физической культуре как виду культуры. Освоение, "потребление" физической культуры в прямую, непосредственно, или через знания ее теории проявляется в результатах этой деятельности - в овладении знаниями, развитии физических ка­честв и двигательных способностей, "владельцем" которых он является. "Опредмеченная" в них физическая культура предоставляет человеку более широкие возмож­ности для двигательной и интеллектуальной деятельности, для проявления на но­вом, более высоком уровне его физических и интеллектуальных сил, и для дальней­шего развития и распространения культуры физической.

В процессе своей деятельности по преобразованию природы и окружающей сре­ды человек выступает в целом, всей своей биологической и социальной сущнос­тью. Он не только воздействует на окружающий мир, но и сам является субъектом и объектом собственного развития как физического, так и интеллектуального, нрав­ственного, психического. Его деятельность позволяет ему с одной стороны демон­стрировать, реализовать свои духовные и физические качества, с другой - раскры­вать потенциальные возможности его в умениях, навыках, физических способнос­тях. В процессе деятельности определяются и развиваются адаптационные возмож­ности человека, реализуются резервы функционирования его организма. А это является одной из важнейших осознанных потребностей человека.

По природе, по сути своей человеческий организм - чудесная и удивительная система, саморазвивающаяся, самонастраивающаяся и самовосстанавливающа­яся. Однако сам человек как социальное существо, зачастую вместо того, чтобы содействовать, ускорять развитие своего организма, беспредельно расширять его возможности - губит его, ограничивает его потенциальные возможности, сокраща­ет свою жизнь. Как правило, животные всегда доживают отведенный им природой срок (исключая смерть от ран, отравления, инфекции). Человек же, пожалуй, един­ственное существо, которое не доживает данного ему природой срока. Он убивает себя, медленно, но систематически и постоянно, своим образом жизни, неправиль­ным питанием, нерациональной организацией и проведением отдыха, пьянством, курением, употреблением наркотиков. Одним словом - действует некультурно по отношению к себе.

Культура, как было сказано ранее, является мерой и способом развития челове­ка, она представляет собой качественную характеристику его деятельности, направленной не только на преобразование внешнего мира, но и самого себя, своей ду­ховной и физической, телесной сущности.

Для специалиста в области физической культуры чрезвычайно важно уяснить, что культура направлена не только на преобразование внешней социальной и при­родной среды, но и на развитие самого человека, на формирование его физическо­го облика. Культура - не только сторона духовной жизни. В процессе культурной де­ятельности человек формирует себя и физически, во всем многообразии форм дви­гательной деятельности. В этом и заключается процесс развития природных задат­ков в человеческие физические способности, которые, в свою очередь, проявляются во всем многообразии его предметной деятельности.

Духовный аспект физической культуры проявляется и в том, что при ее помощи и в ее сфере формируются духовные ценности, имеющие большое социальное зна­чение (международный олимпизм, музыка, литература, живопись, скульптура).

Таким образом, социальная необходимость деятельности в области физической культуры отражает объективные потребности общественного развития, она орга­нически входит в жизнь общества структурно, функционально и генетически. Ее не­возможно отнести либо только к материальной, либо только к духовной культуре, так как она имеет материальные и духовные формы выражения, удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности личности и общества.

 

2.Структура физической культуры

В структуру культуры, в качестве одного из важнейших ее видов входит физическая культура, которая, в свою очередь имеет свою собственную структуру. Основными ее видами яв­ляются неспециальное физкультурное образование, физическая рекреация, спорт и двигательная реабилитация. Эта структура сформировалась исторически, в про­цессе удовлетворения личностных и общественных потребностей.

Ранее уже говорилось о том, что в процессе исторического развития в недрах культуры человеческого общества постепенно формируются относительно само­стоятельные области деятельности, представляющие собой виды культуры (произ­водственная, художественная, политическая). Их возникновение и развитие обус­ловлено потребностями человеческого общества на каждом этапе его развития. Это полностью относится и к физической культуре как виду культуры общества.

Первой специфической формой удовлетворения потребностей общества и лич­ности средствами физической культуры стало неспециальное физкультурное обра­зование. Оно сформировалось в качестве органического вида образования чело­века в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправлен­ной физической подготовке подрастающих поколений и практической деятельнос­ти, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками. Оно является первым и необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содер­жание входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных навыков и уме­ний, физических качеств, приобретенных в процессе самообразования, в семье, в учебных заведениях. Неспециальное физкультурное образование формирует слож­ный, органически взаимосвязанный комплекс информации, основанный на исто­рическом житейском опыте и научных данных.

Это самые древние формы функционирования физической культуры, которые своими корнями уходят в первобытную педагогику. Вместе с тем, неспециальное физкультурное образование на этапе среднего и высшего образования является наиболее организованным и регламентированным видом физической культуры. В соответствии с его конкретными целями и задачами используются наиболее эффективные сред­ства, позволяющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функ­циональные возможности человеческого организма, развивать врожденные и фор­мировать новые двигательные умения, навыки, физические способности (качества). Все многообразие его средств и форм реализуется в интересах личности с помо­щью многообразных методов.

В процессе неспецифического физического образования осуществляется и фи­зическое воспитание, т.е. формирование отношения к физической культуре. Воспитание - это формирование отношения личности к фактам, яв­лениям, видам деятельности. Отсюда физическое воспитание есть формирование положительного и активного отношения к физической культуре как одному из средств и способов собственного гармонического развития человека, формирова­ние познанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений.

Образование в сфере физической культуры осуществляется, в основном, в трех аспектах:

1. Общее "двигательное образование", или базовое физкультурное образова­ние, которое предполагает совершенствование природных, естественных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности человека уровне. Оно сопряжено с усвоением минимума знаний, достаточного для повседневной жизни, для укрепления Здо­ровья человека, развития его физических способностей. Базовыми, непременны­ми двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности - сила, вы­носливость, быстрота, ловкость и гибкость.

2. Профессионально-прикладное физкультурное образование, которое направ­лено на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эф­фективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспо­собность. В содержание этого аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.

3. Образование, целью которого является овладение знаниями для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека на субпредель­ных и предельных уровнях двигательной деятельности. Это наиболее сложный ас­пект образовательной программы, ибо имеет направленность не только на овладе­ние знаниями, но и на решение "сверхзадач" в двигательной деятельности челове­ка, в которой проявление его предельных физических качеств и двигательных на­выков возможно лишь при условии проявления интеллекта, воли, всех его психических качеств на высочайшем, зачастую предельном человеческом уровне. Поэтому комплекс наук, обеспечивающий информацией эту программу, значительно шире, и сами знания о закономерностях воздействия двигательной деятельности на развитие физических качеств, формирование и совершенствование техники дви­гательных действий более глубокие.

Едиными средствами для реализации всех образовательных программ в сфере физической культуры являются физические упражнения, естественные силы при­роды, содержание и режим питания, труда и отдыха, информационное обеспече­ние.

"Базовое" общее физкультурное образование начинается в семье с самого ран­него детства, с младенчества. Далее оно осуществляется самодеятельным путем, в физкультурных организациях, в процессе самовоспитания и самообразования. Ос­тальные аспекты образовательной программы предполагают осуществление обра­зования в организованных формах под руководством специалистов, достаточно ком­петентных в данных видах деятельности (в школах, вузах, секциях, командах, спе­циальных учебных заведениях),

Таким образом, образование в сфере физической культуры предполагает со­здание условий для свободного и всестороннего развития двигательной деятель­ности человека во имя его гармоничного физического развития, укрепления здо­ровья, создания базы для экономичной и эффективной деятельности во всех обла­стях его жизни, труда, быта.

Другим видом физической культуры, удовлетворяющей потребности личности, является спортивная деятельность, в процессе которой раскрываются способнос­ти человека на предельных или околопредельных уровнях. Это своего рода лабора­тория (или полигон), где моделируется, изучается и раскрывается возможность де­ятельности человека в экстремальных условиях. Каждый рекордсмен, чемпион ис­полняет роль первопроходца, показывающего остальным людям возможность дос­тижения результата, который когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения, возможность победы над временем, соперни­ком, а главное - над самим собой.

Спорт дает возможность расширить масштабы общения людей, возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, возможность решать общеполитические, социальные, педагогические, научные задачи. На межнацио­нальном уровне он способствует установлению взаимопонимания между народами разных стран.

Относительно самостоятельной формой функционирования физической культу­ры, удовлетворяющей потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении является физическая рекреация. Это осо­бенно важно в настоящие время, в неблагоприятных экономических условиях жиз­ни людей, потере или смешении ценностных ориентиров. Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может прояв­ляться в связи с воздействием производственной среды (загазованность, шум, виб­рация, и т.п.), характером самого труда (тяжелый физический, монотонный), осо­бенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических ус­ловий и другими факторами. Все это неблагоприятно отражается на психике и са­мочувствии человека, вызывает необходимость смены вида деятельности, активного отдыха, релаксации.

Совокупность всех этих форм функционирования физичес­кой культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, воен­но-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укреплении здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоничном развитии. Совокупность всех видов физической культуры создает основу для раскрытия всего многообразия дви­гательных возможностей человека. Конкретные цели каждой формы физической культуры, специфика их задач и форм организации занятий позволяют использо­вать все бесконечное многообразие физических упражнений целенаправленно и. рационально.

Как указывалось выше, структура физической культуры характеризуется не только строением (т.е. количеством элементов или частей), но и взаимосвязями. Эти связи .могут носить либо координационный характер (взаимодействие "по горизонта­ли", на одном уровне), либо подчиненный, субординационный ("по вертикали"). Все вышеперечисленные виды носят однопорядковый характер. Другими словами, они выросли из одного корня, являются в рамках физической культуры ее органически­ми компонентами и не подчинены друг другу. В то же время каждая из этих относи­тельно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других видов физической культуры, в силу чего они взаимосвязаны и взаимообусловлены. На­пример, в процессе неспециального физкультурного образования широко исполь­зуются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы занятий физичес­кими упражнениями. В спортивной тренировке имеет место обучение, образова­ние, широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементарными формами спортивных соревнований, спортивным ин­вентарем и оборудованием, содействует решению задач физического образова­ния и спорта.

В содержание теории неспециального физкультурного образования входит оп­ределение специфических понятий, терминов, формулирование целей и конкрет­ных задач, содержания, методов, средств физкультурного образования, которые широко используются в других видах физической культуры. Главным, "сквозным" средством для всех форм физической культуры являются физические упражнения. Однако каждая из них решает, прежде всего, свои конкретные задачи посредством не только общих, но и специфических методов и форм организации. Разумеется, каждая из этих частей также имеет свою структуру (т.е. состав и строение), которая находит отражение в их теории.

 

Функции физической культуры

Специальные функции того или иного явления - это способ его бытия, способ­ность удовлетворять потребности общества или отдельной личности в данном виде деятельности. Не выяснив функции физической культуры, невозможно точно опре­делить ее роль и значение для развития личности и общества.

Поскольку физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные функции, которые вытекают из зако­номерностей развития культуры и общества в целом и находят конкретное прояв­ление в решении задач, которые порождаются объективными условиями на каж­дом этапе ее развития. К ним можно отнести общеобразовательную, воспитатель­ную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и многие другие культурные функции. Основная же функция культуры заключается в формировании и прогрессивном развитии ценностей, выс­тупающих в качестве средств и способов, обеспечивающих прогрессивное разви­тие личности и общества.

Физическая культура, являясь относительно самостоятельным видом культуры, имеет свои специфические функции, выражающие в конкретной форме ее соци­альное бытие как области социально необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы личности и общества в физическом совершенствовании людей всех возрастов и любого социального положения.

Специфические функции можно свести по признакам общности в следующие группы:

1. Общее развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития; совершенствование физических качеств и способностей, формирование и совершенствование двигательных навыков; про­тиводействие неблагоприятным условиям жизни и быта; сдерживание процессов инволюции т.п.

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите Родины (по­вышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная физическая подготов­ка и т.п.).

3. Удовлетворение потребностей людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, переключение с одного вида деятельности на другой, активный отдых).

4. Раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей человека.

На каждом этапе своего развития общество разрабатывает концепции и созда­ет общие программы развития, реализация которых ведет к намеченной цели. На методологической основе этих программ разрабатываются конкретные програм­мы в области физической культуры (базисные учебные программы, единая спортив­ная классификация и т.п.). По отношению к природе преобразовательная деятель­ность носит опосредованный характер, поскольку осуществляется через человека и его преобразующую деятельность. По отношению к обществу .эта деятельность проявляется в области организации, создания государственных и общественных органов управления физической культурой,

Частные функции - это функции ее компонентов (частей).

Таким образом, физической культуре как органическому виду культуры обще­ства присущи три категории функций: общекультурные, специфические и частные. Понимание сущности этих функций и дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, принципы, средства и методы их использова­ния.   

 

СПОРТ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ    

Исключение состязательного момента из деятельности певца, художника, арти­ста балета или кино не разрушит существа их деятельности. Спортивная же дея­тельность без своего главного составного элемента - соревнования, полностью ут­рачивает свою специфику.

 

3. Возникновение развитие физической культуры. Современное состояние физической культуры и спорта.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, НАЦИОНАЛЬНЫХ И НАРОДНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Физическая культура, как часть общечеловеческой культуры, классифицируется по иерархии развития человеческого общества и разделяется на физическую культуру первобытно-общинного общества, рабовладельческого, феодального, капиталистического и гуманистического.

Если рассматривать физическую культуру в онтогенезе человека, то она может классифицироваться на:  развивающую (от рождения до 20 лет); стабилизирующую (21-35 лет); поддерживающую (36-55 лет) и адаптационную.

                  Истоки большинства современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходят своими корнями в трудовую деятельность, в военное дело. Таким образом, для физического воспитания первобытного строя характерно:

Физическая культура рабовладельческого общества достигла своего расцвета в древней Греции в период 6-5 века до.н.э. в Спарте и Афинах.

Жители Спарты вели упорную борьбу с дарийскими племенами, что обусловило высокий уровень развития физической культуры. С 776 до.н.э. Спарта была гарантом «священного перемирия» во время Олимпийских игр». Новорожденный ребенок, если он был слабым – сбрасывался в пропасть, только крепкие, здоровые дети получали право на жизнь. До 7 лет ребенок воспитывался с матерью, затем переходил учиться в государственные воспитательные учреждения. Особое внимание уделялось физическому воспитанию будущих матерей. Плутарх писал, что до замужества девушки наравне с юношами должны бегать, прыгать, метать диск, бороться, выполнять те же упражнения, что и юноши. Юношей с 18 лет зачисляли в специальные отряды эфебов. Они занимались военными упражнениями, оружием, учились читать, писать, петь. Однако, спартанская система отличалась жесткостью и равенством для всех.

Афинская система предоставляла право выбора занятий физической культурой. Античная гимнастика включала 3 части: игры, палестрика, орхестрика. Кроме этого были популярны пенкратион, сферистика.

Палестрика – школа 2-3 летнего обучения. Могли посещать дети простого народа. Входили разнообразные физические упражнения: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с гантелями, метание копья и диска и борьба). Панкратион – сочетание борьбы и кулачного боя. Сферистика – игры с мячами, кольцами. Орхестрика – танцевальные действия на религиозные и военные сюжеты, проводившиеся под музыку.

Олимпия – религиозный центр, место культа Зевса. Каждые 1457 дней проводились спортивные праздники, во время которых объявлялось перемирие.

В древнем Риме не использовались обычаи состязательных эллинских игр. Приветствовался дух развлечений, показательности. В честь одной из военных побед проводились Римские игры. В их программу входили акробатические упражнения, праздничные шествия, езда на колесницах. За воспитание детей ответственность нес отец. До 15 лет он сам учил гимнастике, чтению, письму. С 15 лет юноши определялись в лагеря, где их учили военному делу. В армии часто устраивались учебные походы, учения. Как зрелище, посвященное погребению, были популярны гладиаторские бои. Под эти зрелища строились сооружения, амфитеатры, в том числе знаменитый Колизей.

 

         В средние века физическая культура развивалась неравномерно. В странах Востока, где были сильны традиции, не отказались от старых форм физической культуры, а лишь видоизменили его. Особое влияние повсеместно оказали различные мировые религии. Одной из форм физической культуры являлись рыцарские турниры – парные и групповые.

         Бурное развитие физической культуры началось с 1648 года, с буржуазной революции в Англии. Стали появляться различные системы физического воспитания:  гимнастика, спорт, игры. Характеристика.

         В Российской империи физической культуре стало уделяться больше внимания. Так, Преображенский и Семеновский полки сформированы из первых отрядов «потешных» сверстников Петра 1. В кадетских корпусах обучают фехтованию, парусному и гребному спорту, стрельбе. Наиболее прогрессивную систему военно-физической подготовки создал А.С. Суворов.

         В СССР физической культуре и спорту уделяется большое внимание. Впервые дисциплина «физическая культура» стала обязательной в программе начальной, средней школы, в Сузах и ВУЗах. Складывается система физического воспитания начиная с дошкольных учреждений, школ, детских -юношеских спортивных школ, школ высшего спортивного мастерства, олимпийского резерва. Открываются специализированные учебные заведения, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов в области физической культуры и спорта. Большое значение имели всесоюзные спортивные парады, введение комплексов БГТО и ГТО. Создаются федерации по различным видам спорта. Начинается вхождение в мировое спортивное сообщество. В 1952 СССР впервые принял участие в Олимпийских играх.

 

4. Основные понятия теории и методики физической культуры
Термины, понятия имеют большое научное, учебное и практическое значение, так как наука закрепляет в них достижения теоретического познания на основе обоб­щения эмпирического опыта. Они отражают развитие науки, уровень обобщения практики и раскрывают специфику каждой профессии или области научных знаний.

 

beate uhse viagra kaufen viagra en vente libre canada viagra canada generic
beate uhse viagra kaufen viagra en vente libre canada viagra canada generic