Главная » Статьи

Физическая культура в профессиональной подготовке студентов

1. «Физическая культура» как обязательный компонент высшего профессионального образования. Зачетные требования и нормативы.

Предмет «физическая культура» является обязательной дисциплиной в системе высшего профессионального образования. Посещение всех видов занятий, выполнение контрольных нормативов, упражнений, самостоятельной работы, тестирование теоретических знаний, посещение 1 раза в неделю факультативных занятий – основное требование к студентам. Если по состоянию здоровья студент освобожден на какой-то срок от практических занятий – он сдает остальные виды работ и пишет реферат по предложенной теме (смотри приложение). Студенты, отнесенные к подготовительной медицинской группе, сдают контрольные нормативы и упражнения без  учета результата (оценка: зачет – не зачет). Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе сдают контрольные упражнения и нормативы, доступные им по состоянию здоровья, в соответствии с диагнозом.

  1. Зачет выставляется каждый семестр в течение 3 курсов. Каждый семестр разбит на 3 модуля. Модуль – завершенный этап обучения, имеющий самостоятельную направленность. Аттестация проводится по каждому модулю отдельно. В случае аттестации по всем 3 модулям, зачет за семестр выставляется автоматически. Если по какому-либо модулю студент не имеет аттестации – он сдает задолженность за модуль и зачет.
  2. Лекционные занятия. На лекциях рассматриваются основные теоретические основы теории и методики физической культуры и спорта. Практические занятия включают  в себя занятия по следующим видам спорта: волейбол, баскетбол, легкая атлетика, бадминтон, футбол, аэробика, атлетическая гимнастика. Факультативные занятия проводятся по следующим видам спорта: минифутбол, аэробика, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание, настольный теннис, бадминтон, туризм, атлетическая гимнастика, шахматы. Если студент продолжает тренировочный процесс, то факультативные занятия посещать необязательно.
  3. Спортивно-массовые мероприятия: в институте работаю спортивные секции по 9 видам спорта. Сборная команда института принимает участие в городской и областной спартакиаде ВУЗов Тюмени. В 2005-06 году заняла 2 место в городской и 6 место в областной спартакиаде. Проводятся традиционные мероприятия: спартакиада 1-курсника, внутривузовская спартакиада между факультетами на кубок ректора, День здоровья, зимние и весенние выезды на туристическую базу. Информация размещается на стендах кафедры физической культуры, доводится кураторами групп и студенческим спортивным клубом. Для студентов, прошедших медицинский осмотр, 1 раз в неделю предоставляется сауна и бассейн.
  4. Студенты, активно участвующие в спортивно-массовой работой поощряются ректором.

 

Структура КЦП предполагает поэтапное (в течение трех лет обучения на уровне подготовки бакалавра) достижение генеральной цели путем реализации:

• комплекса главных целей (целей первого уровня);

• педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня);

• ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей тре­тьего уровня).

Главной целью занятий студентов первого курса является адаптация к интенсив­ной интеллектуальной деятельности средствами физической культуры. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям фи­зическими упражнениями.

2. Развитие резервных возможностей организма студентов.

3. Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятель­ных занятий в форме активного досуга.

На втором курсе обучения главной задачей является всестороннее развитие орга­низма студентов. Текущими педагогическими задачами являются:             

1. Воспитание у студентов социально значимых качеств.

2. Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм фи­зической культуры.

3. формирование углубленных знаний в области технологии физической культуры.

Для студентов третьего курса главной целью является развитие потребности в здоровом образе жизни. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности.                                         

2. Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке.

3. Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства.

Макроструктурный подход, используемый в КЦП, обеспечивает на практических занятиях всестороннее и гармоничное развитие личности студента, максимальную оздоровительную эффективность упражнений и выраженную профессионально-при­кладную направленность педагогического процесса.

Теоретический раздел программы по физической культуре реализуется в форме лекций, консультаций и индивидуальных занятий.

В практическом разделе программы традиционно реализуется стратегия диф­ференцированного подхода на трех отделениях: на основном учебном, специаль­ном медицинском и отделении спортивного совершенствования.

Для программы физической подготовки студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению, характер используемых средств, определение объема и интенсивности физических нагрузок осуществля­ется по результатам медико-биологической диагностики характера заболевания и экспертной оценки текущего состояния здоровья занимающихся. В реабилитационно-оздоровительной программе физической подготовки студентов, имеющих от­клонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы использу­ются базовые варианты комплексов общеразвивающих физических упражнений, допускается дифференцированное использование упражнений аэробной направ­ленности, дыхательных упражнений.

Для группы студентов с заболеваниями органов пищеварения, нарушением об­мена веществ и зрения приоритетной будет целенаправленная работа по форми­рованию разностороннего двигательного потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия. В группе студентов с отклонениями в работе опор­но-двигательного аппарата используются общеразвивающие физические упраж­нения локального и регионального воздействия, а также средства профессиональ­но-прикладной физической подготовки.

Практический раздел программы основного учебного отделения строится с уче­том повышения интереса студентов к спорту и предполагает приложение передо­вых спортивных технологий в практику физического воспитания. Спортивная на­правленность физического воспитания обеспечивает решение задач по формированию разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими совре­менной техники двигательных действий, развитие механизмов биоэнергообеспе­чения, формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности и обязательное участие в серии соревнований на первенство учебных групп, отделе­ния, факультета, университета, города, республики.

Важное место в разделе занимает профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

В основе стратегии дифференцированного определения меры индивидуально допустимых физических нагрузок по объёму и интенсивности на трех учебных отде­лениях заложена концепция гуманного отношения к здоровью студентов, что не­сомненно способствует развитию их биогенетической программы развития, обес­печивает гармонию духовного и физического совершенствования каждого студен­та. В данной схеме содержание комплекса педагогических заданий (подцелей тре­тьего уровня) выступает базовой формой целевой структуры планирования учебно-тренировочного процесса.

В КЦП предусмотрено создание каталогов учебно-тренировочных заданий, что позволяет алгоритмизировать процесс достижения педагогических целей второго и первого уровня.

Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 2 ча­сов в неделю на первом и втором курсе, на третьем году обучения. 

Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социально-значимые результаты по формированию физической готовности к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой - результат чело­веческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей.                                                                                                           

В течение всей жизни у животных и человека естественным путем развиваются одни и те же физические качества и двигательные бытовые навыки. Другими словами - идет процесс естественного, "докультурного" развития, под которым понима­ется как сам процесс изменения форм и функций человеческого организма, так и результат этих изменений. Основой его как у животных, так и у человека, является естественная потребность в движениях, которая присуща всему животному миру.

По отношению к культуре человек выступает в трех ипостасях: он ее осваивает ("потребляет" ее), является носителем культуры (в той мере, в какой он развит ду­ховно и физически) и создаёт новые ценности культуры. Это в полной мере отно­сится к физической культуре как виду культуры. Освоение, "потребление" физической культуры в прямую, непосредственно, или через знания ее теории проявляется в результатах этой деятельности - в овладении знаниями, развитии физических ка­честв и двигательных способностей, "владельцем" которых он является. "Опредмеченная" в них физическая культура предоставляет человеку более широкие возмож­ности для двигательной и интеллектуальной деятельности, для проявления на но­вом, более высоком уровне его физических и интеллектуальных сил, и для дальней­шего развития и распространения культуры физической.

В процессе своей деятельности по преобразованию природы и окружающей сре­ды человек выступает в целом, всей своей биологической и социальной сущнос­тью. Он не только воздействует на окружающий мир, но и сам является субъектом и объектом собственного развития как физического, так и интеллектуального, нрав­ственного, психического. Его деятельность позволяет ему с одной стороны демон­стрировать, реализовать свои духовные и физические качества, с другой - раскры­вать потенциальные возможности его в умениях, навыках, физических способнос­тях. В процессе деятельности определяются и развиваются адаптационные возмож­ности человека, реализуются резервы функционирования его организма. А это является одной из важнейших осознанных потребностей человека.

По природе, по сути своей человеческий организм - чудесная и удивительная система, саморазвивающаяся, самонастраивающаяся и самовосстанавливающа­яся. Однако сам человек как социальное существо, зачастую вместо того, чтобы содействовать, ускорять развитие своего организма, беспредельно расширять его возможности - губит его, ограничивает его потенциальные возможности, сокраща­ет свою жизнь. Как правило, животные всегда доживают отведенный им природой срок (исключая смерть от ран, отравления, инфекции). Человек же, пожалуй, един­ственное существо, которое не доживает данного ему природой срока. Он убивает себя, медленно, но систематически и постоянно, своим образом жизни, неправиль­ным питанием, нерациональной организацией и проведением отдыха, пьянством, курением, употреблением наркотиков. Одним словом - действует некультурно по отношению к себе.

Культура, как было сказано ранее, является мерой и способом развития челове­ка, она представляет собой качественную характеристику его деятельности, направленной не только на преобразование внешнего мира, но и самого себя, своей ду­ховной и физической, телесной сущности.

Для специалиста в области физической культуры чрезвычайно важно уяснить, что культура направлена не только на преобразование внешней социальной и при­родной среды, но и на развитие самого человека, на формирование его физическо­го облика. Культура - не только сторона духовной жизни. В процессе культурной де­ятельности человек формирует себя и физически, во всем многообразии форм дви­гательной деятельности. В этом и заключается процесс развития природных задат­ков в человеческие физические способности, которые, в свою очередь, проявляются во всем многообразии его предметной деятельности.

Духовный аспект физической культуры проявляется и в том, что при ее помощи и в ее сфере формируются духовные ценности, имеющие большое социальное зна­чение (международный олимпизм, музыка, литература, живопись, скульптура).

Таким образом, социальная необходимость деятельности в области физической культуры отражает объективные потребности общественного развития, она орга­нически входит в жизнь общества структурно, функционально и генетически. Ее не­возможно отнести либо только к материальной, либо только к духовной культуре, так как она имеет материальные и духовные формы выражения, удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности личности и общества.

 

2.Структура физической культуры

В структуру культуры, в качестве одного из важнейших ее видов входит физическая культура, которая, в свою очередь имеет свою собственную структуру. Основными ее видами яв­ляются неспециальное физкультурное образование, физическая рекреация, спорт и двигательная реабилитация. Эта структура сформировалась исторически, в про­цессе удовлетворения личностных и общественных потребностей.

Ранее уже говорилось о том, что в процессе исторического развития в недрах культуры человеческого общества постепенно формируются относительно само­стоятельные области деятельности, представляющие собой виды культуры (произ­водственная, художественная, политическая). Их возникновение и развитие обус­ловлено потребностями человеческого общества на каждом этапе его развития. Это полностью относится и к физической культуре как виду культуры общества.

Первой специфической формой удовлетворения потребностей общества и лич­ности средствами физической культуры стало неспециальное физкультурное обра­зование. Оно сформировалось в качестве органического вида образования чело­века в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправлен­ной физической подготовке подрастающих поколений и практической деятельнос­ти, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками. Оно является первым и необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содер­жание входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных навыков и уме­ний, физических качеств, приобретенных в процессе самообразования, в семье, в учебных заведениях. Неспециальное физкультурное образование формирует слож­ный, органически взаимосвязанный комплекс информации, основанный на исто­рическом житейском опыте и научных данных.

Это самые древние формы функционирования физической культуры, которые своими корнями уходят в первобытную педагогику. Вместе с тем, неспециальное физкультурное образование на этапе среднего и высшего образования является наиболее организованным и регламентированным видом физической культуры. В соответствии с его конкретными целями и задачами используются наиболее эффективные сред­ства, позволяющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функ­циональные возможности человеческого организма, развивать врожденные и фор­мировать новые двигательные умения, навыки, физические способности (качества). Все многообразие его средств и форм реализуется в интересах личности с помо­щью многообразных методов.

В процессе неспецифического физического образования осуществляется и фи­зическое воспитание, т.е. формирование отношения к физической культуре. Воспитание - это формирование отношения личности к фактам, яв­лениям, видам деятельности. Отсюда физическое воспитание есть формирование положительного и активного отношения к физической культуре как одному из средств и способов собственного гармонического развития человека, формирова­ние познанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений.

Образование в сфере физической культуры осуществляется, в основном, в трех аспектах:

1. Общее "двигательное образование", или базовое физкультурное образова­ние, которое предполагает совершенствование природных, естественных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности человека уровне. Оно сопряжено с усвоением минимума знаний, достаточного для повседневной жизни, для укрепления Здо­ровья человека, развития его физических способностей. Базовыми, непременны­ми двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности - сила, вы­носливость, быстрота, ловкость и гибкость.

2. Профессионально-прикладное физкультурное образование, которое направ­лено на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эф­фективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспо­собность. В содержание этого аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.

3. Образование, целью которого является овладение знаниями для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека на субпредель­ных и предельных уровнях двигательной деятельности. Это наиболее сложный ас­пект образовательной программы, ибо имеет направленность не только на овладе­ние знаниями, но и на решение "сверхзадач" в двигательной деятельности челове­ка, в которой проявление его предельных физических качеств и двигательных на­выков возможно лишь при условии проявления интеллекта, воли, всех его психических качеств на высочайшем, зачастую предельном человеческом уровне. Поэтому комплекс наук, обеспечивающий информацией эту программу, значительно шире, и сами знания о закономерностях воздействия двигательной деятельности на развитие физических качеств, формирование и совершенствование техники дви­гательных действий более глубокие.

Едиными средствами для реализации всех образовательных программ в сфере физической культуры являются физические упражнения, естественные силы при­роды, содержание и режим питания, труда и отдыха, информационное обеспече­ние.

"Базовое" общее физкультурное образование начинается в семье с самого ран­него детства, с младенчества. Далее оно осуществляется самодеятельным путем, в физкультурных организациях, в процессе самовоспитания и самообразования. Ос­тальные аспекты образовательной программы предполагают осуществление обра­зования в организованных формах под руководством специалистов, достаточно ком­петентных в данных видах деятельности (в школах, вузах, секциях, командах, спе­циальных учебных заведениях),

Таким образом, образование в сфере физической культуры предполагает со­здание условий для свободного и всестороннего развития двигательной деятель­ности человека во имя его гармоничного физического развития, укрепления здо­ровья, создания базы для экономичной и эффективной деятельности во всех обла­стях его жизни, труда, быта.

Другим видом физической культуры, удовлетворяющей потребности личности, является спортивная деятельность, в процессе которой раскрываются способнос­ти человека на предельных или околопредельных уровнях. Это своего рода лабора­тория (или полигон), где моделируется, изучается и раскрывается возможность де­ятельности человека в экстремальных условиях. Каждый рекордсмен, чемпион ис­полняет роль первопроходца, показывающего остальным людям возможность дос­тижения результата, который когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения, возможность победы над временем, соперни­ком, а главное - над самим собой.

Спорт дает возможность расширить масштабы общения людей, возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, возможность решать общеполитические, социальные, педагогические, научные задачи. На межнацио­нальном уровне он способствует установлению взаимопонимания между народами разных стран.

Относительно самостоятельной формой функционирования физической культу­ры, удовлетворяющей потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении является физическая рекреация. Это осо­бенно важно в настоящие время, в неблагоприятных экономических условиях жиз­ни людей, потере или смешении ценностных ориентиров. Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может прояв­ляться в связи с воздействием производственной среды (загазованность, шум, виб­рация, и т.п.), характером самого труда (тяжелый физический, монотонный), осо­бенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических ус­ловий и другими факторами. Все это неблагоприятно отражается на психике и са­мочувствии человека, вызывает необходимость смены вида деятельности, активного отдыха, релаксации.

Совокупность всех этих форм функционирования физичес­кой культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, воен­но-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укреплении здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоничном развитии. Совокупность всех видов физической культуры создает основу для раскрытия всего многообразия дви­гательных возможностей человека. Конкретные цели каждой формы физической культуры, специфика их задач и форм организации занятий позволяют использо­вать все бесконечное многообразие физических упражнений целенаправленно и. рационально.

Как указывалось выше, структура физической культуры характеризуется не только строением (т.е. количеством элементов или частей), но и взаимосвязями. Эти связи .могут носить либо координационный характер (взаимодействие "по горизонта­ли", на одном уровне), либо подчиненный, субординационный ("по вертикали"). Все вышеперечисленные виды носят однопорядковый характер. Другими словами, они выросли из одного корня, являются в рамках физической культуры ее органически­ми компонентами и не подчинены друг другу. В то же время каждая из этих относи­тельно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других видов физической культуры, в силу чего они взаимосвязаны и взаимообусловлены. На­пример, в процессе неспециального физкультурного образования широко исполь­зуются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы занятий физичес­кими упражнениями. В спортивной тренировке имеет место обучение, образова­ние, широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементарными формами спортивных соревнований, спортивным ин­вентарем и оборудованием, содействует решению задач физического образова­ния и спорта.

В содержание теории неспециального физкультурного образования входит оп­ределение специфических понятий, терминов, формулирование целей и конкрет­ных задач, содержания, методов, средств физкультурного образования, которые широко используются в других видах физической культуры. Главным, "сквозным" средством для всех форм физической культуры являются физические упражнения. Однако каждая из них решает, прежде всего, свои конкретные задачи посредством не только общих, но и специфических методов и форм организации. Разумеется, каждая из этих частей также имеет свою структуру (т.е. состав и строение), которая находит отражение в их теории.

 

Функции физической культуры

Специальные функции того или иного явления - это способ его бытия, способ­ность удовлетворять потребности общества или отдельной личности в данном виде деятельности. Не выяснив функции физической культуры, невозможно точно опре­делить ее роль и значение для развития личности и общества.

Поскольку физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные функции, которые вытекают из зако­номерностей развития культуры и общества в целом и находят конкретное прояв­ление в решении задач, которые порождаются объективными условиями на каж­дом этапе ее развития. К ним можно отнести общеобразовательную, воспитатель­ную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и многие другие культурные функции. Основная же функция культуры заключается в формировании и прогрессивном развитии ценностей, выс­тупающих в качестве средств и способов, обеспечивающих прогрессивное разви­тие личности и общества.

Физическая культура, являясь относительно самостоятельным видом культуры, имеет свои специфические функции, выражающие в конкретной форме ее соци­альное бытие как области социально необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы личности и общества в физическом совершенствовании людей всех возрастов и любого социального положения.

Специфические функции можно свести по признакам общности в следующие группы:

1. Общее развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития; совершенствование физических качеств и способностей, формирование и совершенствование двигательных навыков; про­тиводействие неблагоприятным условиям жизни и быта; сдерживание процессов инволюции т.п.

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите Родины (по­вышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная физическая подготов­ка и т.п.).

3. Удовлетворение потребностей людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, переключение с одного вида деятельности на другой, активный отдых).

4. Раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей человека.

На каждом этапе своего развития общество разрабатывает концепции и созда­ет общие программы развития, реализация которых ведет к намеченной цели. На методологической основе этих программ разрабатываются конкретные програм­мы в области физической культуры (базисные учебные программы, единая спортив­ная классификация и т.п.). По отношению к природе преобразовательная деятель­ность носит опосредованный характер, поскольку осуществляется через человека и его преобразующую деятельность. По отношению к обществу .эта деятельность проявляется в области организации, создания государственных и общественных органов управления физической культурой,

Частные функции - это функции ее компонентов (частей).

Таким образом, физической культуре как органическому виду культуры обще­ства присущи три категории функций: общекультурные, специфические и частные. Понимание сущности этих функций и дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, принципы, средства и методы их использова­ния.   

 

СПОРТ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ    

Исключение состязательного момента из деятельности певца, художника, арти­ста балета или кино не разрушит существа их деятельности. Спортивная же дея­тельность без своего главного составного элемента - соревнования, полностью ут­рачивает свою специфику.

 

3. Возникновение развитие физической культуры. Современное состояние физической культуры и спорта.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, НАЦИОНАЛЬНЫХ И НАРОДНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Физическая культура, как часть общечеловеческой культуры, классифицируется по иерархии развития человеческого общества и разделяется на физическую культуру первобытно-общинного общества, рабовладельческого, феодального, капиталистического и гуманистического.

Если рассматривать физическую культуру в онтогенезе человека, то она может классифицироваться на:  развивающую (от рождения до 20 лет); стабилизирующую (21-35 лет); поддерживающую (36-55 лет) и адаптационную.

                  Истоки большинства современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходят своими корнями в трудовую деятельность, в военное дело. Таким образом, для физического воспитания первобытного строя характерно:

Физическая культура рабовладельческого общества достигла своего расцвета в древней Греции в период 6-5 века до.н.э. в Спарте и Афинах.

Жители Спарты вели упорную борьбу с дарийскими племенами, что обусловило высокий уровень развития физической культуры. С 776 до.н.э. Спарта была гарантом «священного перемирия» во время Олимпийских игр». Новорожденный ребенок, если он был слабым – сбрасывался в пропасть, только крепкие, здоровые дети получали право на жизнь. До 7 лет ребенок воспитывался с матерью, затем переходил учиться в государственные воспитательные учреждения. Особое внимание уделялось физическому воспитанию будущих матерей. Плутарх писал, что до замужества девушки наравне с юношами должны бегать, прыгать, метать диск, бороться, выполнять те же упражнения, что и юноши. Юношей с 18 лет зачисляли в специальные отряды эфебов. Они занимались военными упражнениями, оружием, учились читать, писать, петь. Однако, спартанская система отличалась жесткостью и равенством для всех.

Афинская система предоставляла право выбора занятий физической культурой. Античная гимнастика включала 3 части: игры, палестрика, орхестрика. Кроме этого были популярны пенкратион, сферистика.

Палестрика – школа 2-3 летнего обучения. Могли посещать дети простого народа. Входили разнообразные физические упражнения: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с гантелями, метание копья и диска и борьба). Панкратион – сочетание борьбы и кулачного боя. Сферистика – игры с мячами, кольцами. Орхестрика – танцевальные действия на религиозные и военные сюжеты, проводившиеся под музыку.

Олимпия – религиозный центр, место культа Зевса. Каждые 1457 дней проводились спортивные праздники, во время которых объявлялось перемирие.

В древнем Риме не использовались обычаи состязательных эллинских игр. Приветствовался дух развлечений, показательности. В честь одной из военных побед проводились Римские игры. В их программу входили акробатические упражнения, праздничные шествия, езда на колесницах. За воспитание детей ответственность нес отец. До 15 лет он сам учил гимнастике, чтению, письму. С 15 лет юноши определялись в лагеря, где их учили военному делу. В армии часто устраивались учебные походы, учения. Как зрелище, посвященное погребению, были популярны гладиаторские бои. Под эти зрелища строились сооружения, амфитеатры, в том числе знаменитый Колизей.

 

         В средние века физическая культура развивалась неравномерно. В странах Востока, где были сильны традиции, не отказались от старых форм физической культуры, а лишь видоизменили его. Особое влияние повсеместно оказали различные мировые религии. Одной из форм физической культуры являлись рыцарские турниры – парные и групповые.

         Бурное развитие физической культуры началось с 1648 года, с буржуазной революции в Англии. Стали появляться различные системы физического воспитания:  гимнастика, спорт, игры. Характеристика.

         В Российской империи физической культуре стало уделяться больше внимания. Так, Преображенский и Семеновский полки сформированы из первых отрядов «потешных» сверстников Петра 1. В кадетских корпусах обучают фехтованию, парусному и гребному спорту, стрельбе. Наиболее прогрессивную систему военно-физической подготовки создал А.С. Суворов.

         В СССР физической культуре и спорту уделяется большое внимание. Впервые дисциплина «физическая культура» стала обязательной в программе начальной, средней школы, в Сузах и ВУЗах. Складывается система физического воспитания начиная с дошкольных учреждений, школ, детских -юношеских спортивных школ, школ высшего спортивного мастерства, олимпийского резерва. Открываются специализированные учебные заведения, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов в области физической культуры и спорта. Большое значение имели всесоюзные спортивные парады, введение комплексов БГТО и ГТО. Создаются федерации по различным видам спорта. Начинается вхождение в мировое спортивное сообщество. В 1952 СССР впервые принял участие в Олимпийских играх.

 

4. Основные понятия теории и методики физической культуры
Термины, понятия имеют большое научное, учебное и практическое значение, так как наука закрепляет в них достижения теоретического познания на основе обоб­щения эмпирического опыта. Они отражают развитие науки, уровень обобщения практики и раскрывают специфику каждой профессии или области научных знаний.